18+

Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )

Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )

Альбом:

Ключевые слова: :

Цвета:

Имеется модельный релиз

Только для редакционного использования

Дата создания:

Количество:
фото

Тип альбома:

Описание:


Все альбомы пользователя:
    Опубликовать: CTRL+ENTER

    Русское фотографическое общество

    РУССКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В МОСКВЕ

    Русское фотографическое общество в Москве (РфО) возникло на исходе XIX столетия. К тому времени светопись уже доказала свое право на существование среди прочих видов художественного творчества. Правда, творчества особого - связанного с техническими средствами, а усовершенствования в этой области к 1890-М годам били столь Значительными, что фотографирование стало занятием общедоступным.

    Технический прогресс, заметно облегчив процесс съемки и печати, многократно увеличил число любителей и профессионалов. Возникновение огромной армии мастеров, не обремененных задачами художественного порядка и относящихся к созданию фотографического произведения как к процессу, зависящему исключительно от техники, не могло не сказаться на качестве их работ, что заставило истинных почитателей светописи задуматься о дальнейшем пути развития любимого искусства.

    Идея создания нового объединения родилась в среде членов Московского Фотографического отдела Общества распространения технических знаний (ОРТЗ) 18 октября 1894 года. Тогда на собрании учредителей объявили об основании РФО, утвердили его устав и определили цели.

    Девиз РФО начертан на его медали: "Человеческий гений орлиными крыльями, разгоняя тучи невежества, само солнце призывает к труду". На лицевой стороне медали - герб Москвы на фоне восходящего солнца, на обороте - изображение символов фотоискусства: палитры с кистями и фотографической камеры, над которыми в лучах солнца парит орел.

    Новое творческое объединение поначалу состояло почти полностью из членов ОРТЗ и насчитывало 165 человек. К 1916 году в РФО было уже 1179 человек. Среди них были ученые, профессиональные фотографы и любители, в том числе: В. Срезневский, А. Лавров, З. Езучевский, К. Тимирязев, В. Вульферт, К. Фишер, А. Карелин, Н. Кротков, Е. Гусев, С. Лобовиков, Н. Петров, А. Мазурин, И. Ностиц, Я. Звягинский и многие другие.

    Каждые три года обновлялось правление РФО. На посту его председателя до 1914 года сменяли друг друга В. Вульферт, Н.Кротков, К.Фишер, Г.Вердан, Е.Гусев, А.Савельев.

    Первый адрес РФО - Калашников переулок, это помещение досталось по наследству от ОРТЗ вместе с инвентарем, библиотекой и лабораторией. Однако потребность в больших площадях побудила РФО в 1898 году переехать на Кузнецкий мост в пассаж братьев Джамгаровых. На еженедельных частных собраниях члены Общества обменивались мнениями, демонстрировали работы, намечали очередные планы. Кроме того, наиболее торжественные и массовые мероприятия проходили в Политехническом и Историческом музеях.

    До 1914 года РФО провело три съезда русских деятелей по фотографическому делу (1896, 1908, 1911). Их целью было объединить фотографов всей России, выявить проблемы, с которыми они сталкивались по ходу своей деятельности, и определить пути их решения. На съездах заслушали доклады об образовании фотографов, о взаимоотношениях владельцев фирм со своими сотрудниками, об авторском праве на фотографические произведения, усовершенствовании подготовки и проведении выставок и т.д.

    Один из вопросов, больше всего волновавших правление РФО, касался просвещения фотографов всех уровней. В резолюциях съездов фиксировалась необходимость введения преподавания фотографии в технических учебных заведениях, организации специальных курсов и даже фотографической школы в Москве. Однако до реализации таких замыслов было далеко, а пока РФО собственными силами занималось профессиональной подготовкой своих членов, и лучшие московские мастера проводили для всех желающих практические занятия.

    Повышению образования фотографов способствовала и существовавшая при РФО библиотека. Она расширялась за счет пожертвований и приобретений, в начале 1900-х годов в ней насчитывалось до 900 томов специальной литературы и периодики.

    Все мероприятия РФО были нацелены на повышение профессионального мастерства и расширение художественного кругозора посредством общения единомышленников. Однако именно единомыслия в вопросе дальнейшего развития светописи как искусства среди членов РФО не наблюдалось.

    В первые годы существования Общества лидировать в нем стали профессионалы - владельцы фотографических фирм и фотографы в них работавшие. Их творческие взгляды базировались на собственном практическом опыте и полностью зависели от вкусов их клиентов. Присущая фотографической природе документальность признавалась главным качеством светописи. Задача фотографа виделась в "возможности производить изображения, которые, как говорится, льстят, хотя они, в сущности, только верная копия оригинала, представленная в самом благоприятном виде". Продукция коммерческих фотографов пользовалась огромным спросом, а девизом владельцев ателье, по меткому выражению Н.Свищева, стали слова "Давай, давай!".

    В противовес сложившейся ситуации на рубеже XIX - XX веков в художественной светописи возникло новое направление, во многом ориентировавшееся на импрессионизм. Его приверженцы, отдавая дань документализму, считали это свойство полезным лишь в определенных случаях. Задача фотографа, по их мнению, заключалась в создании художественного произведения, наполненного содержанием и настроением, заставляющего зрителя сопереживать и сочувствовать. Кроме того, в художественном произведении автор должен был показывать "не только изображаемую действительность, но и ... свою душу", рассказать, "что именно в действительности привлекло его внимание".

    Если в коммерческой светописи XIX века позитивный процесс сводился к созданию чистеньких, старательно отретушированных снимков, то в начале XX столетия фотографы-новаторы умышленно шли на нарушение общепризнанных технологий в процессе съемки и печати. Они отказывались от совершенных объективов и широко использовали мягко рисующую оптику, в технике печати взяли на вооружение такие сложные способы, как гуммиарабик, бромойль, озобром и прочие, добиваясь этим максимального приближения бумажного позитива к рукотворному произведению изобразительного искусства.

    Среди фотографов нового направления преобладали любители, которые позволяли себе экспериментировать и, в отличие от профессионалов, не стремились угодить клиентам, не боялись их потерять.

    Олицетворением профессионала со взглядами, традиционными для XIX века, был К.Фишер - "Придворный фотограф и Фотограф Московских Императорских театров и университета, Московского Публичного Румянцевского музея и музея Изящных искусств Александра III". Роль этого человека в истории РФО трудно переоценить: он был организатором Общества, в 1898 - 1907 годах - его председателем. Его вклад в деятельность этой организации значителен. Между тем именно он стал центральным объектом критики представителей нового направления - Н.Петрова, С.Лобовикова и других.

    Успехи фотографов новой волны - Н.Свищова, А.Трапани, М. Шерлинга, Б.Елисеева, М.Наппельбаума были очевидны и со временем повлияли на продукцию многих коммерческих фирм, стремившихся не отставать от моды. Приверженцем новаторских форм стал владелец московского ателье "Паола" Н.Кротков. В одном из писем своему будущему преемнику Н.Свищеву он писал: "Вы знаете, как я люблю фотографическое дело, знаете, что я, несмотря на мои годы, отдал ему очень много труда, и вбил в него много денег в борьбе с невежеством русских профессионалов". Свои взгляды на художественную светопись он изложил в ряде статей на страницах журналов "Повестки РФО" и "Вестник фотографии", редактором которых он был.

    Потребность в собственном печатном органе РФО ощущало с момента своего возникновения. С 1905 года оно выпускало ежемесячное издание под названием "Повестки РФО", а с 1908 года - "Вестник фотографии". В разные годы их главными редакторами были Н.Кротков, Я.Звягинский, А.Донде. Журнал рассказывал читателям о жизни фотографического мира в России и за границей. Со временем "Вестник фотографии" превратился в солидное издание, публиковавшее теоретические статьи, фотографии и художественные приложения, которые освещали деятельность выдающихся мастеров Англии, Франции, Германии, Соединенных Штатов - Р.Дюркоопа, Э.Смита, Д.Хилла, Г.Кюна, Г.Эрфурта. Расцвет журнала был связан с приходом в него в 1911 году в качестве главного редактора Н.Петрова - не только практика, но и теоретика светописи.

    Ежемесячно журнал проводил конкурсы на заданную тему: "Портрет в комнате", "Зимний ландшафт", "Отпечаток на произвольную бумагу пигментным способом" и т.д.

    До 1916 года РФО организовало семь выставок-конкурсов. Первая прошла в Москве в 1896 году и была приурочена к 1-му Съезду русских деятелей по фотографическому делу. Как и все последующие, приуроченные к съездам РФО, она охватывала основные направления светописи. Научный раздел демонстрировал процессы микрофотографирования и астрофотографирования, судебные и медицинские снимки, экспонаты по истории фотографии. На выставках была представлена литература, освещавшая вопросы научной и художественной фотографии. Наибольший интерес вызывала экспозиция творческих произведений членов фотографических обществ. Результаты технического прогресса демонстрировали разделы цветной фотографии и фотографических процессов, применявшихся в типографском деле, - гелиогравюру, фототипию, автотипию и др. Наконец, на выставках была широко показана продукция фотографической промышленности - аппараты, химикаты, бумага и пр.

    Успех сопутствовал членам РФО на международных выставках. Их коллективные витрины удостаивались медалей в Стокгольме в 1897 году и на Парижской Всемирной выставке 1900 года, на I Всемирной выставке Московского художественно-фотографического общества 1902 года и на II Международной выставке художественной фотографии в Москве 1903 года.

    В 1908 году на одном из заседаний З.Виноградов предложил членам организации грандиозный проект - "представить Россию в фотографических снимках" и создать музей, который средствами светописи знакомил бы посетителей с природой, культурой и историей страны. Музей так и не был создан, однако сам автор этой идеи подчинил ей все свое творчество, совершил путешествие практически по всем регионам России, а затем и Советского Союза, оставив ценнейшее творческое наследие. Благодаря З.Виноградову РФО стало координирующим центром отечественного краеведения. Особое внимание было уделено москвоведению.

    В начале XX столетия в фотографической среде наблюдался подлинный бум, связанный с радикальным строительством Москвы и желанием любителей старины сохранить историческую память об исконно русском городе. "Без летописи - нет истории, и фотографы не выполнят своего общественного долга, если не дадут фотографической летописи Москвы", - эти слова, опубликованные на страницах "Вестника фотографии", стали девизом РФО в 1900 - 1910-х годах. Реализацией этого плана стали: конкурс имени В.В.Баркова, осуществленный в 1910 году при содействии Московского Археологического общества, конкурс 1913 года "Московская улица и ее жизнь", а вслед за ним - конкурсы "Ушедшая и уходящая Москва" и "Уходящая и новая Москва". Первая мировая война нарушила все планы. Разрыв отношений с Германией привел к оскудению наполнявшегося за счет немецких фирм фотографического рынка. В сентябре 1915 года вышел указ о запрете съемок в стратегически важных районах России. Многие члены РФО были призваны в действующую армию.

    Последующие революционные события отразились на жизни и деятельности РФО. И хотя еще продолжали поступать работы на ежемесячные конкурсы, а в марте - апреле 1917 года состоялась "Товарищеская выставка на Пасхальной неделе", все же фотографическая жизнь становилась все менее и менее оживленной.

    Революционные события февраля 1917 года РФО приветствовало. В послании Государственной и Московской Думам и Временному правительству отмечалось: "Мы не можем чуждаться политической жизни страны! Нам надо послать своих представителей в городские организации, а также поднять в своем Обществе вопросы о фотографических школах, о создании крупной самостоятельной фотографической промышленности, о развитии русской фотографической литературы, кооперативах и т.д. и т.д.".

    Социальные потрясения октября 1917 года прежде всего сказались на тех, кто владел крупными профессиональными фотографическими фирмами. Организация сразу же лишилась части своих членов и их денежных вливаний в бюджет. Новая власть отказалась признать за РФО самостоятельное значение, предложив присоединиться к Союзу художников и совместно избирать одного своего представителя в Московский комитет общественных организаций, что совершенно не устроило руководство Общества.

    С 1924 года РФО стало частью Государственной Академии художественных наук (ГАХН). Основной костяк его составляли прежние члены, преимущественно жители Москвы и области, такие признанные мастера, как Н.Андреев, А.Гринберг, Ю.Еремин, С.Иванов-Аллилуев,

    Н.Свищев и другие. Председателем РФО был избран Б.Подлузский.

    Общество продолжало свою деятельность, стремясь не отставать от культурной жизни страны в контексте нового времени. В 1922 году были проведены традиционные конкурсы на заданную тему - "Осень", "Интерьер", в 1924 году прошла выставка, посвященная 30-летию организации, в 1925 году члены РФО приняли участие в выставке памяти В.И.Ленина, а в 1926 году отметили юбилей деятельности А.В.Луначарского.

    В 1925 - 1928 годах ГАХН стала инициатором проведения четырех конкурсов под общим названием "Искусство движения". Важная роль в этом проекте отводилась светописи, поэтому самое активное участие в нем приняло РФО.

    Предложенная фотографам программа конкурсов включала все виды движений: труд, спорт, танец. В специальных периодических изданиях оживленно обсуждалась тема "Искусство передачи движения в фотографии". "Динамика наших дней требует своего отражения", - писал один из теоретиков светописи тех лет В.Гроховский, - поэтому "современный фото кадр должен быть динамичным, как и время его рождающее".

    В 1924 - 1926 годах Русское Фотографическое общество участвовало практически во всех международных выставках и фотосалонах: в Париже, Лондоне, Турине, Ливерпуле, Мадриде. Исключительного признания добилась русская художественная фотографическая школа в лице ее лучших представителей: Н.Андреева, С.Лобовикова, С.Иванова-Аллилуева, Ю.Улитина и других. В 1924 году на выставке "Декоративное искусство" в Париже золотую медаль получил Н.Андреев, в 1925 году РФО получило 15 наград, а в 1926 году из 1326 работ единственная золотая медаль была присуждена А.Штеренбергу.

    Последнее крупное событие в художественной жизни объединения - выставка "Советская фотография за 10 лет", призванная, по словам ее организаторов, "показать, как отразилась небывалая наша эпоха в сознании нашего искусства".

    Между тем, несмотря на успехи русской художественной светописи за рубежом, с середины 1920-х годов в печати нарастает массовая критика деятельности РФО как пропагандиста "эстетизма и буржуазности". Все то, что оценивалось европейскими критиками в превосходной степени, в своем отечестве становилось чуждым и аполитичным.

    В 1928 году Общество было переименовано во Всероссийское и его стало контролировать НКВД. К тому времени в РФО продолжала действовать единственная секция - краеведения. Конкурсы "Усадьба" и "Старая Москва", зафиксировали навсегда уходящее Время и подвели черту под историей РФО. В 1930 году вышло постановление о роспуске организации. Приоритетным качеством фотографии в Советском Союзе вновь становится документализм, на сей раз - жизнеутверждающий, отражающий успехи социалистического строительства.

    Опубликовано 11/10/2014 в 00:00




    Произошла ошибка :(

    Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

    Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

    Спасибо!



    Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

    support@ergosolo.ru

    Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

    8 (495) 995-82-95





    Устаревший браузер

    Внимание!

    Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

    Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: