Развитие фотографии в СССР
После Великой Октябрьской социалистической революции постановлением Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе от 1918 г. в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники; в 1921 г. в Киеве – фотографический институт, реорганизованный позже в киноинститут. В 1918 г. был создан один из первых советских научно-исследовательских институтов – Государственный оптический институт (ГОИ) в Петрограде. Уже в 1924 г. был рассчитан, а год спустя изготовлен из отечественного стекла фотообъектив с относительным отверстием 1:2. В институте начала формироваться советская школа оптиков-вычислителей (А.И. Тудоровский, Г.Г. Слюсарев и др.), в 1925 г. организуется лаборатория по фотооптике, в 1928 г. – фотографический сектор, который занимался вопросами физикохимии фотографических процессов. В 1929 г. СНК СССР издаёт декрет об организации научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). В 1931 г. создаётся Ленинградский институт точной механики и оптики. Трест оптико-механического производства (1924; с 1930 Всесоюзное объединение оптико-механического производства) включал заводы Ленинградский и Изюмский оптического стекла, Ленинградский оптико-механический, «Геодезия», «Геофизика» и др., обеспечившие выпуск оптических стёкол для фотопромышленности страны. В 1927 г. начался массовый выпуск фотобумаги на фабрике № 3 Фотохимтреста. В 1930-е гг. в Ленинграде приступила к выпуску фотобумаги фабрика «Возрождение», началось Производство листовой и роликовой плёнок (1932), с 1934 г.– плёнки для фотоаппарата ФЭД, в 1933 г. были пущены фабрики киноплёнки в Переяславле-Залесском и Шостке. Выпуск цветных фотоматериалов (ДС-1) начат в 1946 г.
Первый советский любительский аппарат – универсальная камера (9х12 см) – был выпущен московской фабрикой ЭФТЭ (1929). В 1930 г. Ленинградский ГОМЗ выпустил первую тысячу массового «Фотокора-1», который с 1932 г. стал комплектоваться отечественным затвором, рассчитанным А.А. Ворожбитом и П.Г. Лукьяновым. В 1934 г. в производственных мастерских Первой трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского начался серийный выпуск малоформатного фотоаппарата ФЭД. В предвоенные годы ведущим в области фотоаппаратостроения оставался ГОМЗ. В 1930-е гг. освоено Производство фотоаппаратов «Турист», «Смена», «Спорт», «Лилипут», «Малютка» и др.
Большую помощь в становлении фотопромышленности, пропаганде специальных знаний оказала периодическая печать, в частности журналы «Советское фото» (с 1926), «фотограф» (1926–29), «Фотохимическая промышленность» (1933, 1936), «Советская кинофотопромышленность» (1935–1936), «Оптико-механическая промышленность» (1931–1947), «Советский фотографический альманах» (1928–1930), «Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии» (с 1956), «Успехи научной фотографии» (с 1951), а также итоговая выставка советской фотографии в Москве (1928). В послевоенный период производство любительской фотоаппаратуры было восстановлено на ГОМЗе (ныне Ленинградское оптико-механическое объединение – ЛОМО) и Харьковском производственном машиностроительном объединении «ФЭД», развёрнуто производство фототехники на Красногорском механическом заводе (1946), Киевском заводе «Арсенал» (1947), Минском заводе им. С. И. Вавилова (1957; Белорусское оптико-механическое объединение – БелОМО).
Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО). В 1946 г. выпущен простой среднеформатный зеркальный двухобъективный фотоаппарат «Комсомолец», дальнейшим развитием которого стали «Любитель» (1950), «Любитель-2» (1955) «Любитель-166В» (1976), «Любитель-166У». Освоено производство фотоаппарата с внутрикамерной обработкой «Момент» (1952), начат выпуск семейств «Смена» (1952) – дешёвого малоформатного фотоаппарата с центральным затвором, объективом типа «Триплет», фотоаппарата «Ленинград» (1956) с пружинным приводом на 10–12 кадров, средне-форматного «Спутника» (1955). Среди дальнейших разработок – дальномерный пятипрограммный автомат «Сокол» (1966), после создания нового дальномера – «Сокол-2» (1977), шкальный фотоаппарат с пружинным приводом «ЛОМО-135ВС» (1975), малоформатный «ЛОМО-компакт» (1983), зеркальный «Алмаз-103» и дальномерный «Электра-112».
Харьковское производственное машиностроительное объединение «ФЭД». За время его существования было разработано и выпущено более 20 моделей различ. фотоаппаратов. В 1955 г. предприятие завершило модернизацию довоенной модели и затем наладило производство новых для себя поколений фотоаппаратов: малоформатного «ФЭД-атлас» (1966), полуформатного «ФЭД-микрон» (1967), в 80-е гг. – фотоаппаратов «ФЭД-35», «ФЭД-35А», «ФЭД стерео».
Производственное объединение «Красногорский механический завод им. С.А. Зверева».Предприятие создано на базе цеха очковых линз, образованного в 1927 г. Выпущена первая модель советского среднеформатного складного с мехом фотоаппарата «Москва» (1946, формат кадра 6х9 см), который стал родоначальником семейства, выпускавшегося более 20 лет, затем последовали модели «Искра» (1960) и «Искра-2» (1961) – дальномерные складные фотоаппараты на формат 6х6 см. «Искра-2» имела встроенный экспонометр. В 1948 г. начато Производство малоформатных дальномерных фотоаппаратов семейства «Зоркий». К 1980 г. было выпущено 14 моделей. В разные годы были освоены сменные объективы к «Зоркому» – МР-2, «Орион-15», «Юпитер-12», «Юпитер-3», «Юпитер-9», «Юпитер-11» и др. В 1952 г. начато Производство малоформатных зеркальных однообъек-тивных фотоаппаратов типа «Зенит». Насчитывается более 20 моделей. Выпускался и миниатюрный «Нарцисс» (1961), рассчитанный на 16-мм плёнку, – самый маленький зеркальный фотоаппарат в мире на указанный фотоматериал, панорамный «Горизонт» (1967) на формат кадра 24х58 мм. В 80-е гг. усовершенствованы фотоаппараты со шторным тканевым затвором («Зенит-11», «Зенит-12 СД»), освоено Производство автоматич. фотоаппаратов с металлич. ламельным затвором («Зенит-автомат»), комплектов «Фотоснайпер», «Зенит-18», «Зенит-19».
Производственное объединение «Завод «Арсенал». В 1947 г. начато Производство малоформатного дальномерного фотоаппарата «Киев-2» – фотоаппарата-«долгожителя», который в разных модификациях выпускался до 1985 г. В 1957 г. налажен выпуск среднеформатных зеркальных фотоаппаратов «Салют» со сменными приставными кассетами (с 1980 – «Киев-88 ТТ»), В 1971 г. освоен среднеформатный «Киев 6С», а затем «Киев 6С TTL» (1978). На 16-мм плёнку были рассчитаны «Киев-Вега» (1960), «Вега-2» (1961) с фокусировкой объектива, «Киев-30» (1975). В 1964 г. началось Производство малоформатного зеркального фотоаппарата «Киев-10» – первого в стране, имевшего устройство, автоматически отрабатывающее экспозицию (автомат диафрагмы), и оригинальный веерный затвор (его модификация – «Киев-15 TTL», 1974). В конце 1970-х гг. выпускается новое семейство фотоаппаратов с ламельным затвором: «Киев-17» (1977), «Киев-20» (1982), «Киев-19» (1985); с 1986 г. – компактный складной «Киев-35А», снабжённый автоматом выдержки с электронным затвором, причём масса фотоаппарата не превышает 200 г; с 1989 г. – автоматический среднеформатный «Киев-90». Объединением выпускается также диапроекционная техника – семейство диапроекторов «Киев-66» с автоматическим дистанционным управлением (для плёнки шириной 61,5 мм).
Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО). Минский завод им. С.И. Вавилова приступил к производству фотоаппаратов в 1957 г., выпустив простой среднеформатный фотоаппарат «Эстафета». В середине 1960-х гг. были освоены малоформатные «Весна» и «Весна-2», бокс-камера «Этюд» на формат 4,5х6 см. Затем последовали семейство полуформатных фотоаппаратов типа «Чайка» (1965–1974), малоформатные «Вилия» (1974) и «Вилия авто» (1973), «Силуэт электро» (1976), «Орион ЕЕ» с автоматической установкой диафрагмы (1978). В 1970-е гг. объединением было освоено массовое Производство популярных зеркальных фотоаппаратов «Зенит-Е» и «Зенит-ЕТ». В 1980-е гг. появились полуформатный «Агат-18», первый советский программный автомат со встроенной лампой-вспышкой «Эликон-35С»; «Эликон Автофокус» (1986), «Эликон-3». Кроме того, объединение выпускало павильонные, репродукционные фотоаппараты и малоформатные диапроекторы семейств «Свитязь», «Пеленг» и др.
В разные годы на ряде заводов было налажено производство объективов типа «Триплет», «Индустар», «Юпитер», «Гелиос», «Вега», «Мир», «Таир», «Гранит», МТО и др., производство экспонометров было освоено в Ленинграде и Свердловске, выпускался широкий ассортимент фотопринадлежностей.
Развитие научных исследований в области фотографии. Большой вклад в развитие теории фотопроцесса внесли К.В. Чибисов (1897–1988), Т.П. Кравец (1876–1955), А.Л. Картужанский. Работы по цветофотографическим методам проводились К.С. Ляликовым и В. С. Чельцовым, по развитию спектральной сенсибилизации – А.И. Киприановым (1896–1972) и И.И. Левкоевым (1909–78), по фотографической сенситометрии – Ю.Н. Гороховским (1907–78). В развитии советского фотоаппаратостроения участвовали А.А. Ворожбит (руководитель конструкторско-исследовательского бюро ГОМЗа в 1930-е гг.), И.Н. Чёрный (1900–1970; руководил в 1950-е гг. научной лабораторией по созданию новой фототехники, принимал активное участие в разработке первого фотоаппарата ФЭД, занимался вопросами специальных видов фотографии и аэрофотографии), Д.С. Волосов (1910–1980; ведущий специалист в области расчёта и проектирования фотографических систем), Е.Н. Царевский (крупный учёный и организатор науки, многие годы заместитель директора ГОИ им. С.И. Вавилова по научно-технической части). Для развития научной фотографии в 1947 г. при Академии наук СССР была учреждена комиссия по научной фотографии, реорганизованная в 1978 г. в Научный совет по проблеме «Фотографические процессы регистрации информации». В МГУ работала кафедра учебной и научной фотографии и кинематографии (1947–1983); начат выпуск журналов «Успехи научной фотографии» (с 1951), «Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии» (с 1956), «Техника кино и телевидения» (с 1957), в 1977 г. проведена 1-я Всесоюзная школа по фотографии (председатель – член-корреспондент АН СССР М.В. Алфимов).
Советские фотомастера
Послереволюционный период также принёс много новых веяний в воспитание мастеров фотографии на территории теперь уже Советского Союза. В 1918 г. при Центропечати был организован фотоотдел для выпуска агитационных открыток и плакатов, изготовляемых фотографическим способом. Первая после октябрьской революции портретная съёмка В.И. Ленина произведена 31 января 1918 г. (М.С. Наппельбаум).
В 1920-е гг. советское фотоискусство на европейских выставках представляли ещё мастера так называемой «старой школы»: М.С. Наппельбаум, Н.С. Свищов-Паола, П. Клепиков, Ю. Ерёмин, С. Иванов-Аллилуев и др. Они пользовались приёмами, заимствованными у классической живописи и графики. Работы же молодых советских мастеров отражали новые темы жизни страны: труд, стройки, социальные изменения. Уступая представителям «старой школы» в технике, новые мастера вышли на ведущие позиции благодаря новаторству документальной фотографии. Своими работами известны фотожурналисты Н.М. Петров (1892–1959), М. Альперт (1899–1980), Б. Кудояров (1898–1974), Д. Дебабов (1901–1949), Б. Игнатович (1899–1976), А. Скурихин (р. в 1900), Г. Зельма (1906–1984), С. Фридлянд (1905–1964), Г. Петрусов (1903–1971) и др. Одним из самых популярных был А.С. Шайхет (1898–1959) – мастер событийной фотографии. Большой вклад в становление жанра фотомонтажа, рекламной фотографии, фотоплаката внёс А.М. Родченко (1891–1956), которого отличали активные поиски «нового видения» в фотографии. Советские публицисты много внимания уделяли индустриализации страны, её успехам в разных областях. К лучшим относятся, например, работы «Днепрогэс» Г. Петрусова, «Строители домны в Новокузнецке» А. Скурихина, «Киргизская девушка-джигит на колхозных скачках» М. Альперта, «Спасение затёртого льдами ледокола «Седов» в Арктике» Д. Дебабова, «Лампочка Ильича» А. Шайхета. Документальные фотографии периода Великой Отечественной войны А. Гаранина, М. Альперта, Д. Бальтерманца, С. Лоскутова, В. Тёмина, А. Устинова, Е. Халдея, И. Шагина, А. Шайхета и др. стали символом мужества, отваги и героизма. Итоги работы военных фотожурналистов были подведены на Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война в художественной фотографии» (1948). В после-военный период фотография отражала историю восстановления страны, тематику трудовых будней, многонациональную культуру страны, различные стороны социалистического образа жизни, международную политику, борьбу за мир и свободу других народов, за мирное сосуществование, первые успехи в освоении космического пространства.
После Великой Отечественной войны выросло новое поколение фотомастеров: В. Генде-Роте, Г. Копосов, Л. Шерстенников, Е. Кассин, В. Ахломов, А. Суткус, Н. Козловский, О. Макаров, Л. Устинов и др. В 1956 г. советские фотомастера приняли участие в международных выставках фотоискусства в Италии, Франции, Индии и др. странах, в 1960 г. – в первой выставке «Интерпрессфото-60». Основаны агентство печати «Новости» (1961), фотографическое издательство «Планета» (1969). В Москве проведены фотовыставки «Мир нужен всем» (1973), «Спорт – посол мира» (1975). На международной выставке «Уорлд прессфото» (1977) советские мастера получили три приза «Золотой глаз» и три золотые медали. Советские фотомастера были призёрами всех последующих выставок прессфотографии.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: