Роберт Максимов
Известный мастер спортивного репортажа Роберт Максимов c 1969 года – почти 50 лет назад – уже снимал для легендарного советского издательства «Физкультура и спорт». Много лет амбассадор Nikon был официальным фотографом Федерации легкой атлетики России. Его камера запечатлела самые яркие моменты 18 летних и зимних Олимпийских игр (в том числе мастер был официальным фотографом московской летней Олимпиады 1980 года), нескольких сотен чемпионатов мира и Европы по разным видам спорта, на многих из них Роберт Максимов работал шеф-фотографом.
Принимал участие в подготовке официального трехтомного фотоотчета Оргкомитета Игр XXII Олимпиады 1980 г. в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский» (2002).
Член Международной ассоциации спортивных журналистов и Союза журналистов России собрал собственный спортивный архив из сотен тысяч исторических кадров. Снимки амбассадора получали награды многих российских и международных конкурсов, фотограф награжден медалью Николая Озерова, является лауреатом национальной премии «Золотой глаз России» и национальной теннисной премии «Русский кубок», признан лучшим спортивным фотожурналистом 2000, 2003, 2004 гг.
Сейчас Роберт Максимов является официальным фотографом Федерации тенниса России, проводит мастер-классы для фоторепортеров, является соавтором-разработчиком программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий и учит фотокорреспондентов умению находить нестандартные решения в спортивном репортаже.
Начало фотокарьеры
В молодости я занимался лёгкой атлетикой (получил звание кандидата в мастера спорта) и параллельно довольно много снимал для себя. В аспирантуре работал над кандидатской по биомеханике. В нашей лаборатории я сделал маленький стенд, где разместил свои фотографии. И вот однажды к нам пришёл заместитель главного редактора издательства «Физкультура и спорт». Он заметил снимки и спросил, чьи они… В итоге я получил приглашение в редакцию.
Через неделю предложили съездить в командировку. Это было в 1969 году, в Нальчике проходил Кубок СССР по лёгкой атлетике. Съездил, привёз материал. Стал внештатным сотрудником и начал потихоньку ездить в командировки. В 1974 году, когда мы выдвигались на Олимпийские игры 1976 года, мне сделали очень привлекательное предложение, от которого было просто невозможно отказаться. Так я окончательно перешёл в издательство. Сначала простым фотографом, а через два года стал главным фотографом издательства «Физкультура и спорт». В то время был очень большой объём работы: более 150 спортивных событий в год. Я имел право выбирать любое, которое мне было бы интересно снимать.
Nikon D4 / Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor
Установки: ISO 640, F2.8, 1/60 S
Фокусное расстояние: 150 мм
Фото: Роберт Максимов
К московской Олимпиаде 1980 года мы были основными издателями. Мне выделили много денег на покупку аппаратуры. Тогда я купил полную линейку Nikon F3. И ещё Pentax 6x7. Нам поставили «кодаковскую» лабораторию! Я стал официальным фотографом на Олимпиаде. Вместе со мной работали Слава Баташев, Сергей Киврин. Слава Баташев — великий фотограф, мой учитель жизни.
СССР и заграница
В 1972 году я попал на мою первую Олимпиаду — в Мюнхен. Сейчас собираюсь поехать на девятнадцатую. Получилось бы и больше, но в советское время не разрешали выезжать за границу два раза в год, а ведь иногда летняя и зимняя Олимпиады проходили в один год. Таким образом, съездив на одну (обычно я выбирал летнюю), другую я автоматом пропускал.
Nikon D3 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor
Установки: ISO 1600, F3.2, 1/800 S
Фокусное расстояние: 400 мм
Фото: Роберт Максимов
А в капиталистическую страну можно было выезжать только раз в два года. Мало того, чтобы оформить разрешение на выезд, нужно было получить его у комиссии в райкоме партии. Вот просто анекдот: я собирался на чемпионат мира 1991 года в Токио; началась перестройка — казалось бы, всё хорошо, но… Попал я на комиссию, сижу перед двумя крупными партийными работниками, которые определяют, готов ли ты ехать за границу. Уже с порога ты для них враг народа. Задают вопрос: «Сколько ракет шахтного базирования в Нидерландах направлено на СССР?» Второй вопрос: «Сколько было выплавлено чугуна в пятой пятилетке?» Я спрашиваю в ответ: «Какой мировой рекорд в беге у мужчин?» Чиновники вытаращили глаза: «А это тут при чём?» Тут я уже начинаю сердиться: «Это ваши вопросы тут ни при чём, я ведь еду на чемпионат мира по лёгкой атлетике, зачем мне нужны ваши голландские ракеты?!» В итоге мне разрешения не дали из-за «политической неграмотности». Я сказал секретарю издательства, что больше не пойду выбивать себе подобное разрешение на выезд, и пусть делают, что хотят. А ведь это задание редакции! И всё же выезд мне дали. Кстати, помимо этого разрешения, нужно было получать и так называемое «решение» на выезд. Это была вторая песня: мы никогда не знали до дня вылета, разрешается нам покинуть страну или нет.
Плёнка и профессионализм
Естественно, снимать начинал я с плёнки. Не было ни Fuji, ни AGFA. До московских Олимпийских игр у нас появился цветной Kodak, до этого снимали на «черняшку» (ч/б плёнку). И то, Kodak был только Ektachrome 200 ISO. Вот представьте: нужно снять во дворце спорта фигурное катание. Норма на одну съёмку — две катушки плёнки, 72 кадра. А в редакции у нас был специальный прибор, который определял зернистость и цветопередачу плёнки. Если что-то не так с кадром или плёнкой, прибор просто не пропускал их. И это было реально непросто — сдать 10 кадров с двух плёнок так, чтобы они прошли проверку.
Если ты не выполнял задание редакции, мог быть свободен. Мы, конечно же, норму выполняли. Снимали на длинных выдержках, максимум на 1/250 с. Впрочем, это и помогло нам: в таких непростых условиях заставило думать.
Nikon D4 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor
Установки: ISO 900, F2.8, 1/1000 S
Фокусное расстояние: 400 мм
Фото: Роберт Максимов
Прилетели мы в Атланту. Зал для лёгкой атлетики, свет ужасный. Хотя тогда плёнка была уже получше — Kodak Chrome 500 ISO. Нашли хорошую точку съёмки, я ставлю конвертор, чёрно-белую плёнку (цветная здесь, на мой взгляд, бесполезна). А мой друг, итальянский фотограф Джулиано, говорит, что всё-таки попробует снять на цветную. Выступают женщины на брусьях. До объекта съёмки метров 60. У Джулиано объектив 400 мм, конвертор, выдержка 1/60 с. Любое движение — нерезко. Я удивлялся, зачем он это делает? Но когда принесли из проявки плёнку… Просто фантастика: всё в движении, смазано, а лицо спортсменки абсолютно резкое. Он снял то, что снять было невозможно! Это и есть уровень настоящих профессиональных фотографов.
Спортивный репортаж
Спортивные фотографы — это такая семья, с некоторыми мы дружим уже лет по 40. На мероприятиях в пресс-центре всегда очень радуемся встрече, помогаем друг другу. Правда, французы держатся очень обособленно. Впрочем, и среди них у меня есть один друг.
Так вот, между спортивными фотографами существует не только дружба, но и взаимовыручка. Был один случай. Представьте: забег 100 метров, финал. Кто выиграет? Фотографы снимают на 400 мм, да ещё и с конвертором, чтобы сделать снимок в лоб, крупный план, запечатлеть эмоции. Нас четверо: итальянцы Джулиано и Коломбо, немка Глади и я. Четыре дорожки распределяем между собой. Кто-то снимает первую, кто-то вторую и так далее. Снимаем каждый «своего» спортсмена, и после победного финиша делим снимки победителя.
Я убеждён, что фотограф, который умеет снимать лёгкую атлетику, снимет всё что угодно. Это непросто, ведь там 47 видов спорта, и они абсолютно разные! Прыжки, бег на короткие дистанции, на длинные, с препятствиями… Большой простор для творчества!
Физически для меня очень сложным спортом для съёмки оказались горные лыжи, скоростной спуск. И технически тоже. Представьте, скорость спортсмена 140–150 км/ч. Как правило, снимать можно с единственной фотопозиции, которую определяет шеф-фотограф. Сюда пускают 10–12 человек, не больше. Только пул. Или только если «твой» спортсмен в лидерах, а так получить сюда допуск почти невозможно. Меня пускали на Зеленскую, Гладышеву, я снимал ещё и Майера. У фотографа должна быть очень хорошая экипировка. В Лиллехаммере поднялись на гору: 19 градусов мороза, сильный ветер. Высота примерно 2700 метров. Старт скоростного спуска отменяют на час, потом ещё на час. Что будет с фотографом при таком морозе и ветре, если он плохо экипирован? Половина фотографов ушли. Я завернулся, капюшон надел, закрылся, устроился в сугробе и уснул. Я сам горнолыжник, и для съёмок экипировку использую горнолыжную. Она идеальная, с подогревом — ткань с нитью карбида циркония, мне в сугробе хорошо!
Ширина трассы — метров 60–70, разлёт по траектории — до 50 метров, точка «вылета» находится за бугром, и понять, откуда «выстрелит» лыжник невозможно. Оптика — минимум 400, а то и 600 мм, плюс конвертор. И вот с этим набором ты должен «поймать» спортсмена, скомпоновать кадр. Это настоящая стрельба по летающим мишеням!
Nikon D3 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor
Установки: ISO 1000, F3.2, 1/1000 S
Фокусное расстояние: 400 мм
Фото: Роберт Максимов
Но и это ещё не всё. Склон 30 градусов, на тебя давит твоя аппаратура весом килограммов 15, ты стоишь на ступеньках (первое, что мы делаем, придя на точку, — выдалбливаем себе моноподом две ступени, на которых нам предстоит простоять весь день, благо, в «кошках»). Плюс ты подписываешь бумагу, согласно которой в случае падения получишь штраф 3000 долларов и лишишься аккредитации. При мне один японец упал. Камеры покатились, соревнования остановили на 10 минут, пока всё собрали и его вывели.
Техника для спортивного фоторепортажа
Я снимаю в JPEG. RAW использую только тогда, когда снимаю что-то очень важное или когда достаточно плохие условия для съёмки. Сегодня настройки и возможности камер настолько хороши, что нет необходимости что-то исправлять. Я снимаю на Nikon D5. Получил этот фотоаппарат одним из первых. Камера очень хорошая, как и Nikon D4s, которую я тестировал на прошлых Олимпийских играх. Тогда я первый раз приехал на игры без своей аппаратуры. Уже на месте, в Сочи, Nikon выдал мне весь комплект техники и две камеры D4S. Каждые два дня я приходил в офис Nikon и оставлял свои замечания. Два молодых японца внимательно всё слушали и записывали. Через неделю вышла первая прошивка, исправившая недочёты, и потом, когда я вернулся в Москву, меня уже ждала новая камера со всеми прошивками и исправлениями.
Шумные матрицы были самой ощутимой проблемой. В 1988 году нам показали первую цифровую камеру Fuji DS-1P. Она стоила 27 000 долларов. Демонстрировали возможности цифровой фотографии: был ряд снимков легкоатлета Льюиса, где с каждым кадром он «терял» (силами Photoshop, конечно же) по одному элементу своей спортивной формы. Шиповку, вторую, майку, шорты… Очень занятный эксперимент!
До 2004 года главным спонсором Олимпийских игр был Kodak. Нам давали неограниченное количество новейшей плёнки. В компании считали, что плёнка никогда не устареет, и даже в будущем её будут оцифровывать и хранить. И в 2004 году всех фотографов собрали вместе, вышел глава компании и сказал, что они неправильно оценили тенденции рынка, «цифра» их обогнала, и они вынуждены с нами проститься. С 2004 года плёнки не стало. Мы к тому времени уже снимали на «цифру».
Что важно в камере для спортивного фотографа? Прежде всего, правильный автофокус. Это важнейший фактор. И второе — хорошая матрица. Всё остальное не так важно. Мне даже не нужны эти 14 кадров в секунду. Главное — чистое, качественное изображение и точный автофокус. Nikon D4s — одна из лучших камер в этом деле!
Что касается Nikon D5, она сразу удивила меня матрицей. Я смог спокойно снять на ISO 20 000. Недавно был в командировке и попал с экскурсией на ледокол «Ленин». Зашли в помещение, где стоят реакторы (там теперь музей), и в полной темноте я сделал снимок, выбрав auto ISO. Получился хороший кадр 65 000 ISO. Это невозможно было бы снять на старые камеры!
Чем хороши высокие ISO в работе? Я могу выбрать более короткую выдержку: так, если раньше я снимал на 1/800 или 1/1600, теперь я могу снимать с выдержкой 1/2500 и выше, так что ракетка и мячик становятся резкими, не смазанными. Видна даже фактура ворса!
Я снимал несколько теннисных турниров на Nikon D5: 95% снимков резкие, остальное списываю на собственную оплошность. Для спортивной фотографии это идеально. Прогресс настолько серьёзный, что я уверен: на грядущей Олимпиаде все фотографы будут только с «пятёрками». Очень много фокусировок разных. Я даже не все попробовал! Вот 3D ещё нужно испытать. Обычно я использую фокусировку по точке или по группе точек.
Nikon D4 / Nikon 400mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor
Установки: ISO 2000, F3.5, 1/1000 S
Фокусное расстояние: 400 мм
Фото: Роберт Максимов
Прогресс в фототехнике идёт на пользу творчеству. Если раньше много внимания и времени отнимала установка экспозиции, сейчас ты об этом не думаешь. Я выставляю нужные мне параметры и больше о них не забочусь, я весь в творчестве. Ищу нужный кадр, нужный момент. Но ведь ведущие производители фототехники и ставили себе эту цель — избавить фотографа от лишних забот. Техника должна отрабатывать своё, а наша голова — своё. И если всё это совместить, будет замечательный результат.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: