Ольга Ширнина, работающая в сети под ником Klimbim, хороша знакома пользователям по колоризированным историческим снимкам. Кропотливое превращение черно-белых фотографий в цветные для Ольги не просто любимое занятие, но своего рода способ взглянуть на историю иначе. Несмотря на популярность, Ольге нередко приходится выслушивать негативные комментарии от тех, кто не приемлет колоризацию как таковую. О себе и своем творчестве она рассказала в интервью нашему журналу.
— Расскажите о себе. Как вы связаны с фотографией? Ваши работы дают основание предположить, что вы — профессиональный ретушер. Это так?
— Я переводчица с немецкого языка, с фотографией моя работа никак не связана. Красить я училась с помощью видеоуроков в интернете — хотелось бы сказать спасибо людям, которые делятся своими знаниями и умениями. Много полезного узнала от коллег-колористов.
Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублев», 1966 год
— Как давно вы начали эксперименты по колоризации фотографий?
— Сначала я развлекалась фотоколлажами, постепенно осваивая работу с графическими редакторами. Иногда попадались интересные черно-белые снимки, которые хотелось бы иметь в цвете. Потом я увидела в сети раскрашенные фотографии и поняла, что это реально. Начала потихоньку пробовать, изучать инструменты. Кстати, я все еще в процессе, так как неоткрытых технических возможностей очень много.
Великая княжна Ольга в палате с пациентом, 1915 год
— По какому принципу вы отбираете фотографии? Может быть, вас интересуют конкретные исторические эпохи, личности, явления?
— Начинала я с портретов голливудских звезд, потому что в сети много таких фотографий высокого качества и разрешения. На них хорошо отрабатывать новые приемы, экспериментировать. Потом стала красить старинные фотографии, если меня чем-то привлекало лицо или, например, наряд. Какие-то работы, которые мне казались удачными, стала выкладывать в интернет. В итоге меня пригласили в группу в одной из социальных сетей, в которой её создатель, англичанин Даг Бэнкс (Doug Banks), решил собрать колористов со всего мира.
Это было, можно сказать, этапное событие. Я увидела, как много на свете таких же «ушибленных цветом» единомышленников — людей всех возрастов, со всех континентов. Мужчин там 90-95%, и почти все они красили военные снимки, причем на фотографиях были американцы, англичане, французы, немцы, а наших не было. И я решила восстановить баланс сил. Но первые же фотографии солдат Красной армии в цвете вызвали шквал негатива, требовали даже, чтобы я «прекратила красную пропаганду». Сначала я была ошарашена, но потом решила: не нравится — получите еще. С тех пор тему Великой Отечественной я не оставляю, хотя красить военные фотографии значительно сложнее, чем голливудских красоток, а наши критикуют меня подчас жестче, чем иностранцы, особенно если допустила ошибку в деталях униформы и тому подобное. Другими словами, с одной стороны атакуют русофобы, с другой — перфекционисты.
Еще бросалось в глаза, что русская тема практически отсутствует в колоризациях, исключая разве что фото царской семьи. В рунете с восторгом публикуют «импортные», в основном американские раскраски, которые действительно хороши, но мне все же ближе наши сюжеты.
Владимир Высоцкий | Владимир Маяковский |
— Ваши работы выглядят невероятно реалистично и гармонично. Вы представляете заранее, какие цвета будете использовать, или же итоговый результат — следствие всего рабочего процесса?
— Когда результат полностью совпадает с задуманным — это высший пилотаж, но такое получается нечасто. Обычно все же идет поиск оптимального цветового решения. При этом полезно знать основы теории цвета. Когда я только начинала заниматься раскрашиванием, мне предложили сделать перевод книги о цветоведении, что оказалось очень кстати. Многое оттуда пригодилось, особенно такие темы, как дополнительные цвета, цветовые контрасты и гармонии.
Критически оценивая свои раскраски, я вижу, что более-менее реалистично выглядят портреты, лица. Обычно хорошо получается то, что интересно. Я знаю американскую колористку, которая обожает автомобили 50-х, большие, с сияющими хромированными деталями. И я не знаю никого, кто бы красил их лучше нее. Она охотно делится своими секретами, давала мне свои рекомендации, но все же я отношусь к автомобилям ровно, хоть и работала многие годы с Мерседес-Бенц, журналом «За рулем», разными автомобильными компаниями, поэтому мой результат, прямо скажем, не блестящий. Среди колористов тоже есть баталисты, маринисты, портретисты. Мне интересно последнее. Хотя хотелось бы, конечно, стать универсалом.
Герой Советского Союза, командир подводной лодки Щ-421 (позднее — К-21) контр-адмирал Н.А. Лунин, 1942 г.
— С чего вы начинаете при обработке отдельно взятой фотографии? Сколько времени в среднем требуется для обработки одной фотографии?
— Задача состоит в том, чтобы, во-первых, раскрасить отдельные детали изображения разными цветами, максимально приближенными к реальным, и, во-вторых, придать результату целостный, гармоничный вид. Сначала я выполняю техническую часть работы — выделяю фрагменты изображения. Это довольно нудно, но неизбежно. Зато потом начинается самое интересное. Раскрашивание я почти всегда начинаю с лица, затем подбираю цвета и оттенки для остального. Самое сложное для меня − красить предметы, детали, здания и прочие неодушевленные объекты. Усидчивости не хватает.
Чем больше различных деталей на фотографии, тем больше времени занимает колоризация. От получаса до нескольких часов. Это в сумме, так как я редко крашу картинку от и до, обычно я переключаюсь между своей основной работой, переводом, и раскрашиванием.
Владимир Ленин | Император Николай II |
— Учитываете ли вы какие-либо фактические данные при колоризации портретов известных личностей (цвет волос, глаз)?
— Обязательно. О цвете глаз Ленина, Чехова, Маяковского, Распутина, Керенского есть свидетельства современников. Если найти информацию не удается, полагаюсь на здравый смысл (у Чойбалсана или Хо Ши Мина глаза вряд ли были голубыми) и воображение. Нередко меня поправляют. Я несколько раз красила платья Джин Харлоу, первой платиновой блондинки Голливуда, в розовый цвет, пока ее поклонники не написали мне, что она этот цвет терпеть не могла.
Николай Рыбников в фильме «Весна на заречной улице»
— После вашего прикосновения фотографии словно обретают второе дыхание, а история предстает в новом измерении. Какие эмоции испытываете вы в процессе работы и потом, когда сравниваете черно-белые и цветные снимки?
— Я сравниваю черно-белый оригинал и раскрашенное фото с одной целью: проверить, не исказила ли я выражение лица, глаз. В процессе работы есть один волшебный момент, когда фотография оживает. Иногда бывает жутковато: добавила какой-то штрих, и человек с фотографии взглянул на тебя, как живой. И внимательно следит за твоими движениями... Кто это испытал, уже не забросит это дело. Недавно в нашей группе колористов один из участников обратился к собратьям с вопросом: а вы не замечали, что раскрашивание — это своего рода зависимость? Подтверждаю: это захватывает.
Марлен Дитрих | Вайна Фэй-Рэй, американская актриса |
— Работаете ли вы на заказ?
— Если фотография мне интересна, если она связана с историей, я берусь за работу. А красить обычные фото из семейного альбома скучновато, кроме того, в сети есть множество фотосайтов, предлагающих услуги реставрации и колоризации на очень высоком профессиональном уровне. Люди зарабатывают таким образом, и я не хочу быть штрейкбрехером.
Иногда мне заказывают колоризации в качестве иллюстраций к книгам, статьям. Например, так было с фотографиями Маты Хари, которые появились на обложках книг издательств из Италии и Бразилии. Мне это интересно и, кроме того, снимает проблему копирайта. Если кто-то публикует мою раскраску, то все вопросы с авторским правом на черно-белое изображение он берет на себя.
— Проводите ли вы мастер-классы по обработке фотографий, ретуши?
— Меня часто спрашивают, какую технику я использую, и я сделала видеоклип с пошаговой инструкцией. Многие потом писали — надо же! Это так просто! В самом деле, техника несложная. Человек, знающий основные команды и инструменты графического редактора, усвоит ее очень быстро. А остальное — это чувство цвета и чувство меры.
Людмила Чурсина в фильме "Два билета на дневной сеанс", 1966 г.
— Есть ли у вас какие-то творческие задумки об обработке фотографий определенной исторической эпохи, например?
— Меня интересует самая разная тематика, в первую очередь история России. И можно только позавидовать американским коллегам, у которых огромный выбор высококачественных изображений, опубликованных на сайте библиотеки Конгресса и многих других. Наши архивы не так щедры.
Мата-Хари | Мод Адамс, американская актриса театра |
— Колоризация фотографий для вас — что это? Отдых, любимая работа, творчество?
— Отдых, хобби, развлечение. Klimbim, мой никнейм в интернете, в переводе с немецкого означает «безделушки, побрякушки» и даже «милый китч». На большее не претендую.
К военным фотографиям, конечно, другое отношение, и работа с ними — наиболее трудоемкий процесс. Много времени уходит на поиск информации об униформе или цветах техники, и хорошо, если находятся знающие люди, готовые дать квалифицированный совет.
Юрий Гагарин, 1966
— Что вас вдохновляет? Есть ли у вас любимые фильмы и режиссеры, картины которых в плане цветопередачи являются для вас примером?
— Не задумывалась специально, но на ум сразу приходят «Леопард» Висконти, «Девушка с жемчужной сережкой» Веббера и «Женитьба Бальзаминова» Воинова, которые радуют глаз цветом и светом. Когда красишь фото определенного временного периода, интересно сделать его в стиле той эпохи, поэтому изучаю работы Прокудина-Горского, Фридлянда, цветные съемки послевоенного Берлина и т. д.
Последний кайзер Германии Вильгельм II | Маршал Чойбалсан Хорлогийн |
— На сегодняшний день вы являетесь одним из самых известных российских художников на Западе. О вас часто пишут западные издания.
— Это большое преувеличение. Во-первых, я не считаю себя художником, во-вторых, насколько я знаю, на западных сайтах публиковали подборку моих раскрасок на русскую тематику. Это интересует людей, что бы там ни писали про Россию.
День Победы, Москва, 1945 г.
— Важно ли для вас общественное признание? Как вы относитесь к популярности?
— Я не планировала выходить на широкую аудиторию: не все пока получается, не все инструменты изучены. Мне было комфортно в группе таких же, как я, колористов, и было достаточно признания с их стороны. Но один молодой румын убедил меня, что нужно завести свой сайт, и я согласилась. Он же все мне и оформил (поэтому там все на английском), спасибо ему. А потом кто-то где-то сделал перепост, ну и завертелось.
Меня много и очень жестко критикуют в рунете, требуют прекратить «это безобразие». Теперь критики стало еще больше. Кстати, в других странах колористам тоже постоянно достается. Просто есть люди, которые категорически не приемлют колоризацию, и спорить с ними нет смысла. Но у меня много подписчиков из разных стран, думаю, им так же, как мне, интересно взглянуть на исторические события и личности по-иному, попытаться представить, как они могли выглядеть в цвете.
Герой Советского Союза Мария Долина | Дважды герой СССР Василий Сергеевич Ефремов с товарищем |
Еще мне нравится, что теперь в подборках колоризаций, которые публикуют различные интернет-издания, например, о Второй мировой, есть и русская тема.
— Благодарим за беседу! Удачи вам и вдохновения!
— Взаимно!
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: