Фотограф Тэвис Лиф Гловер опубликовал видео, в котором рассказал, почему правило третей опасно для развития визуального творчества и на какие еще законы композиции стоит обратить внимание новичкам.
«Как и многим другим авторам, мне внушили, что правило третей — это приемлемый метод композиции изображения. Конечно, все зависит от вида искусства, которым вы занимаетесь: есть мастера-живописцы, вроде Да Винчи, Бугро, Дега, Рубенса, а есть художники, чьей целью является повесить свою картину в местном антикварном магазине, а не в престижной галерее или музее.
Без композиции искусство не может достичь успеха. Если вы используете правило третей для построения изображения, то оказываетесь в темной аллее, где на вас нападает среднее искусство. Это может прозвучать жестко, но да, так и есть. Необходимо перестать верить всем мифам, связанным с этим несовершенным и даже ленивым средством для композиции. Надо вернуть чистоту в искусство. Надеюсь, что развенчание мифов о правиле третей, которые гуляют сейчас в интернете, поможет мне открыть ваши глаза на мощные техники, которые веками использовали мастера-живописцы.
По своему опыту могу сказать, что люди не любят правила и еще больше не любят им следовать. Они постоянно говорят одну и ту же клишированную фразу: «Правила существуют, чтобы их нарушать» или «Знать правила — это хорошо, но надо также знать, когда их нарушать». Значение слова «правило» может казаться негативным. В этом видео я не хочу показать правило, которое нужно нарушать. Это знание, которое можно включить в свое искусство, если вы хотите. Это ваше дело. Говорят, что невежество — это блаженство, но я никогда не находил блаженства в попытках понять композицию, когда ориентировался на правило третей. Оно должно умереть медленной и мучительной смертью, за то, что оно сделало с миром искусства.
Миф первый
«Это делает изображение приятным глазу»
Чтобы развенчать этот миф, нужно понять, что именно приятно глазу в изображении. Могу вас уверить — это не расположение объектов на пересечениях правила третей. Чтобы изображение было приятным глазу, нужно применять композиционные техники так, чтобы они легко читались, без лишних отвлекающих элементов или запутанности, продиктованной отсутствием иерархии.
Как это сделать?
Нам нужно понимать, как разум воспринимает визуальное воздействие. Для этого мы используем психологические техники, вроде отношения фигуры и фона, чтобы четко отделить объект от заднего плана, или же закон неразрывности, который позволяет построить на основе изображения широкий узор, соединяя несколько объектов внутри.
Мы также можем использовать контраст, чтобы направить взгляд зрителя на нужный объект.
Миф второй
«Им пользуются профи»
Энни Лейбовиц — без сомнения профи и один из самых влиятельных современных фотографов. Давайте возьмем один из ее снимков и наложим схему правила третей.
Да, облицовка камина точно совпадает сеткой правила третей. Значит, Энни Лейбовиц пользовалась им. Но как она расставляла моделей? Как ей удалось создать такую потрясающую композицию, когда в распоряжении были только горизонтальные и вертикальные линии? Что делать?
Некоторые модели расположены по правилу третей, но как расположить их руки, ноги, платья, взгляды?
Здесь в дело идет динамическая симметрия, которую Энни использовала, чтобы расположить героинь в кадре. Это, по сути, красивый термин для системы сеток.
Мы можем использовать диагональные, вертикальные и горизонтальные линии, чтобы добиться единства внутри изображения. Это может быть картина, фотография или скульптура. В результате правило третей снова показывает свое истинное лицо.
Миф третий
«Оно направляет взгляд по всему изображению»
Это абсолютная неправда. Расположение объекта без должного внимания к изображению в целом не поможет вам создать эффект движения в композиции.
При изучении еще одной гештальт-теории, «закона неразрывности», мы узнаем о нескольких инструментах, позволяющих создать движение и единство. Одно из них — арабеск.
Это гибкий элемент, который можно добавить в изображение, чтобы создать иллюзию подвижности внутри него. Мастера-живописцы активно этим пользовались.
Другая техника называется «Совпадение». Это отношение между собой углов изображения, которое объединяет несколько элементов и создает движение из стороны в сторону или сверху вниз. В нем нет прямых линий, все они сломаны, спрятаны и выступают в качестве волшебного трюка, прячущего наши расчеты.
На этой фотографии можно увидеть подобное отношение углов, созданное благодаря конечностям людей.
Это также можно увидеть в «Моне Лизе» да Винчи и сложнейшей композиции Бугро.
Миф четвертый
«Так можно убрать субъект из центра»
Во-первых, кто сказал, что центр — это плохо? Есть старая психологическая техника, закон симметрии, которая означает, что человеческий разум постоянно пытается найти баланс в визуальном воздействии. Так что если мы используем правило третей и убираем объект из центра, нам нужен какой-то противовес, который поможет сбалансировать изображение. Если его нет — баланс композиции будет кошмарным.
Есть вертикальный баланс, который я называю «местом для отдыха», и горизонтальный баланс, который я называю «направлением взгляда». Нужно понять, как управлять этим, чтобы создать хорошую композицию.
Вот моя фотография, в которой главный объект съемки расположен в центре, но при этом присутствует баланс, так как я соблюдал его как вертикально, так и горизонтально.
У меня ушли годы, чтобы избавиться от вреда, который правило третей нанесло моим композициям. Я всегда располагал главный объект съемки сбоку, не оценивая изображение целиком.
Миф пятый
«Это фундамент для сбалансированного и интересного кадра»
Мы уже рассмотрели закон симметрии, который говорит о балансе изображения, но еще не разговаривали о том, как правило третей порождает большое негативное пространство. Если мы располагаем объект съемки слева или справа, не думая об общей картине, у него не будет противовеса, а пустое пространство будет перетягивать на себя внимание.
Негативное пространство можно использовать, чтобы создать чувство одиночества и изоляции, но без контекста — это признак работы новичка.
Миф шестой
«Это хорошее начало для новичков»
По своему опыту могу сказать, что правило третей лишь завело меня в тупик. Я думал о нем как о чем-то революционном и навязывал фотографам, которые только начинали свои карьеры. Позже я понял, что не знаю, как правильно выстроить композицию кадра, поскольку руководствовался правилом третей. Если новички начнут с сетки динамической симметрии, а не правила третей, позже они смогут использовать диагональные линии для создания ритма. Доступные диагонали прямоугольника ограничивают количество направлений, которые вы используете, что создает более сильную композицию.
Миф седьмой
«Правило третей создали художники Ренессанса или древние греки»
Правило третей впервые задокументировал Джон Томас Смит приблизительно в 1797 году, и если посмотреть на его собственные картины, то можно понять, что он не был мастером.
Да Винчи бы перевернулся в могиле, если бы кто-то сказал, что он пользовался этим правилом. Он вкладывал в свои композиции столько знаний и практики, что было бы просто несправедливо сводить его техники к правилу третей.
Вместе с другими мастерами, включая греческих, он использовал динамическую симметрию, золотое сечение и другие техники, вроде арабеска, совпадений, ограничений, отношения фигуры и фона, эллипсов и т.д.
Миф восьмой
«Человеческий глаз естественным образом притягивают точки пересечения осей»
Я бы хотел, чтобы композиция была настолько простой. Расположите объект на пересечении линий — и БАМ! Вы контролируете взгляд зрителя. Но как насчет факта, что человека притягивают зоны высокого контраста?
Когда мы располагаем объект съемки в зоне высокого контраста, не будет ли зритель смотреть туда, независимо от его расположения?
Еще одна вещь, которая притягивает взгляд — то, что я называю «мерцания по краям». Это объекты с высокой контрастностью с краю, отвлекающие от главного объекта.
Создавая иерархию контрастов и освобождая края изображения от отвлекающих факторов, вам будет легче направлять взгляд зрителя по композиции.
Миф девятый
«Кроп по правилу третей после съемки поможет спасти фотографию»
Обрезка плохо скомпонованного и освещенного изображения ничего не спасет. Это все равно, что начинать с конца. Изучите композицию и гештальт-психологию, чтобы узнать, на что стоит обратить внимание, как решать визуальные проблемы и как сразу получать хорошие фотографии. Не жертвуйте драгоценными пикселями ради правила третей. Ваше творчество заслуживает большего«
Миф десятый
«Точки силы или золотые точки захватывают зрителя»
В расположении объекта съемки по третям нет ничего захватывающего. Это мы уже выяснили. Вспомним про технику гештальт-пихологии «Закон близости».
Возьмем, к примеру, эту картину на потолке Сикстинской капеллы. Объекты четко объединены своей близостью, но также можно заметить, что визуальное напряжение создано благодаря тому, что они почти касаются друг друга, но не совсем. Здесь запечатлен момент до прикосновения.
На этой фотографии мужчина практически дотягивается до умирающей жены, и именно эта близость создает нужное напряжение.
При использовании закона близости, расстояние может создать негативное пространство, которое вызывает ощущение напряжения.
Для создания запоминающейся композиции можно использовать множество техник. Умоляю, оставьте правило третей, овладейте динамической симметрией, которую так же легко использовать при большем количестве возможностей.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: