В свое время фотографии Вадима Гиппенрейтера открыли для многих Камчатку, Урал, Карелию. Всю жизнь он снимал нетронутую природу, без проводов, телеграфных столбов и заводских труб. Не просто снимал — вживался в кадр. Стремился в места, куда нельзя проехать на машине, ставил палатку. Иногда неделю ждал нужного освещения ради единственного снимка. Тема старинной русской архитектуры и искусства — особая в творчестве мастера. Памятниками зодчества он заинтересовался еще в годы учебы в Суриковском училище.
В 2010 году издательство АСТ выпустило книгу-альбом В. Е. Гиппенрейтера «Моя Россия», в которую вошли удивительные фотографии и лучшие тексты мастера – размышления об искусстве, очерки, воспоминания.
- Многие к слову фотограф приписывают "художник", повышая свою значимость. И наоборот: сказать художнику, что его работы замечательные, как фотографии, равносильно оскорблению. Принципиальная разница в том, что художник может написать картину, сидя в пустой комнате. Картина - продукт его воображения, зрительного опыта и т.д. Фотограф оперирует реально существующими предметами. И то, и другое может стать произведением искусства... или не стать. Просто не надо путать понятия.
– Среди моих многочисленных родственников умение фотографировать было совершенно естественным делом. Фотоаппарат был в каждом доме – из красного дерева, с мехом-гармошкой, хромированными или медными деталями, он был уместен в любом интерьере. Такую вещь приятно взять в руки. Штативы тоже были деревянными. Снимали на стеклянные пластинки. Знали техническое устройство до мелочей. Такие названия, как Dagor, Tessar, Kompur, Dogmar, были на слуху. Фотографировали по любому поводу – пришли гости, ледоход на реке начался, дерево зацвело. Конечно же, я не мог остаться в стороне – с самого раннего возраста помогал проявлять и печатать фотографии.
- Мой отчим говорил, что хороший фотограф снимет и стеклянной пуговицей. Отца знал только по фотографиям. В 1917-м, в год моего рождения, его убили, когда он в офицерской форме возвращался домой с фронта после контузии. Гипперейты - известный в России дворянский род. Они приехали из Австрии во времена Петра I.
- В тридцатых годах появились малоформатные дальномерные камеры. Тогда я и стал обладателем моей первой «лейки». Что-то стало более удобным, но что-то и усложнилось, утратилась непосредственная связь с тем, что фотографируешь.
Я и сейчас, бывает, снимаю деревянными камерами.
- Снимаю природу, потому что по своему восприятию я - биолог. Большую часть жизни прожил под открытым небом, в Москве - наездами. Родился и вырос на высоком берегу Москвы-реки. С ранних лет бродил и ночевал в лесу, в непогоду разводил костры, встречал рассветы у реки. Ожидая пробуждения рыб, гипнотизировал поплавок удочки, едва видный в предрассветном тумане.
- Первые детские воспоминания - лыжи. И только потом, как мне сейчас кажется, я научился ходить. В 1937 году выиграл первое первенство СССР по горным лыжам, в 1939 первым поднялся на лыжах и спустился с восточной вершины Эльбруса. Зимой того же года выиграл чемпионат СССР, а в 1947 году вместе с Андреем Малеиновым и Константином Спиридоновым впервые прошел на лыжах траверс обеих вершин со спуском на юго-востоке.
- По образованию - скульптор. Закончил Московский художественный институт имени Сурикова в 1948 году. Преподавателями были выдающиеся искусствоведы и профессора. Это было замечательное время, расширившее кругозор, определившее ход и смысл жизни. После института в Союз художников не рвался, да и вряд ли меня туда бы приняли с моим прошлым. Не был ни пионером, ни комсомольцем. Не был и в партии. Какой уж тут соцреализм? Занимался фотографией, а деньги зарабатывал самыми разными способами. Много лет работал тренером по горным лыжам.
- Как-то я попал к художественному редактору газеты "Известия" по фамилии Волчек. Надо же было начинать за что-то получать деньги. Наснимал на Севере охотников, стариков, болота, костры и охотничьи избы. Принес Волчеку пачку черно-белых фотографий. Едва взглянув на них, он сразу предложил сделать ближайшую экспозицию "Окон Известий". Это была моя первая профессиональная школа: фотоочерки, в которых ясно, что и где происходит. Он напечатал несколько моих "окон", и я впервые получил хорошие деньги. Волчек сказал тогда: "Снимай, как снимаешь. Не обращай внимания ни на кого. Все снимают по-своему. И постарайся быть ни на кого не похожим". С этого и начались мои фотоочерки в "Смене", "Огоньке", "Вокруг света" и других журналах.
– Я вообще не занимаюсь фотографией отдельно. Всегда делаю книгу, независимо от того, будет она издана, или нет. Сначала я нахожу место, которое меня интересует, тревожит, вызывает особое отношение. Это может быть старинный город, природа или просто вид с одной-единственной точки – с обрыва на Волгу, например. На любой объект я смотрю с точки зрения будущего альбома.
– Чтобы хорошо прочувствовать пейзаж, в нем надо какое-то время жить.
Я каждый раз пытаюсь представить себе, как бы выглядел этот пейзаж, если бы пошел дождь, изменилось время года или цвет неба. Фотография все эти возможные изменения может адекватно передать. Пейзаж – в первую очередь взаимосвязь твоего внутреннего состояния и состояния природы. Оно может быть интересным, а может – безразличным. Когда я снимаю на природе, то ставлю палатку, около которой круглые сутки горит костер и ухожу в разные стороны, пока не найду что-то интересное.
- Я дважды был на Байкале и не снял ни одного кадра. Байкал – объект очень интересный и сложный. Чтобы снять его как следует, там надо жить. А в этих коротких поездках я увидел только пустое небо и выгоревшие склоны.
Природа сама по себе, во всех своих проявлениях, во все времена года невероятно активна. Это всегда перемены, которые приходят то легко, солнечно, то снегопадами, метелями. Самая сложная задача – уйти от натурализма. Использую светофильтры, различные расстояния, построение кадра.
- Я снимаю только то, что мне интересно. На Камчатку я ездил 48 лет подряд! Если извержение, бросал все дела в Москве и мчался туда. Сделал несколько альбомов: извержения вулканов, пейзажи, звери, птицы… Жизнь вулкана – это история Земли.
Как-то мы целый год жили прямо посреди текущей лавы. Там всё время что-то происходит. Спать невозможно, боишься пропустить что-нибудь. Приходилось даже убегать от раскаленной лавы. На вершине извергающегося вулкана главное - оценить обстановку. Ведь взрывы и выбросы породы происходят не хаотично, а под определенным углом. Ориентироваться приходилось на месте. Во время извержения столб пепла и дробленой породы выстреливает на высоту до 11 километров. Потом через какое-то время это всё летит обратно вниз, на голову. Об этом тоже приходилось все время помнить.
Однажды мне так пробило камнем камеру. А другой камень попал в чайник, в котором мы кипятили воду тут же, на раскаленной лаве. Постоянное трение раскаленной породы, паров воды и газов образуют в воздухе электрические разряды. Мне удалось запечатлеть эти молнии в серии снимков.
Вообще, когда стоишь на краю шатающегося под тобой кратера, а внизу все бурлит, и бьют фонтаны лавы, то забываешь про все перипетии жизни, всё это кажется мелочной суетой.
- Работаю все время. Собираю "свою" заповедную Россию: нетронутую природу, памятники архитектуры XII-XVIII веков, органично вписанные в окружающий ландшафт. Вершина русского искусства - древние иконы и фрески. То, что один человек может сделать за свою жизнь - лишь фрагмент картины. Хорошо, если такая мозаика когда-нибудь сложится. Россия настолько необъятна, в ней столько неизведанных мест, что и целой жизни не хватит, чтобы всю её объездить. Мне незачем ездить за границу, мне там не интересно. Я люблю Россию, здесь я всё знаю и понимаю.
Еще два года назад Вадим Евгеньевич ездил кататься на горных лыжах. Потом его сбил трамвай, когда он шел в поликлинику. Долго болел. Его дочь Мария Вадимовна, удивительно похожая на отца, ухаживала за ним и поставила его на ноги. Про поездки в горы пришлось забыть.
22 апреля 2014 года Мастеру исполнилось 97 лет. Сейчас Вадим Евгеньевич никуда не ездит, но каждый день выходит на прогулку и проходит около километра. Мария Вадимовна разбирает его архивы (около 50 тысяч слайдов большого формата!) и готовит к публикации четырехтомное издание Вадима Гиппенрейтера "Заповедная Россия". Вадим Евгеньевич ей помогает. Альбом, куда войдут все его лучшие фотографии за 60 лет работы, — давняя его мечта.
http://www.gippenreiter.ru/ - сайт В. Е. Гиппенрейтера.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: