Очередной «жертвой» наших фотографических и журналистских экспериментов стал Артём Задикян, который увлекается фотоархивами, старой Москвой и в свои 70 с гаком работает фотографом в музее Дома на набережной.
Раньше знаменитый Дом на набережной в Москве называли Домом правительства. И это не просто дом, а целый комплекс сооружений на Берсеневской набережной Москва-реки и на территории, которая называется Болотным островом. Этот жилой комплекс занимает площадь в три гектара! Вся эта масштабная постройка связана с остальным миром двумя Каменными мостами: Большим и Малым. А сейчас еще добавился пешеходный Патриарший мост, который идет от храма Христа Спасителя. В этом огромном комплексе Дома на набережной, неуловимо напоминающем французскую крепость-тюрьму Бастилию, расположены обычные жилые корпуса, театр Эстрады, кинотеатр «Ударник», различные службы сервиса, а рядом трамвайное депо и электростанция, которая раньше снабжала электричеством Кремль. Ну, и правительственный Дом на набережной, конечно.
Москва всегда отличалась от остальных регионов страны. Государство в государстве. А элитный Дом на набережной всегда отличался от Москвы. Особая территория, микрогосударство в государстве, которое находится в другом государстве. И чего было больше в Доме на набережной: элитности или тюремности, сытого благополучия или неуверенности в завтрашнем дне и страха, — это вопрос сложный и дискуссионный. Сейчас Дом на набережной уже не тот. Обычный гигантский серый каменный особняк в центре Москвы. Вроде английского замка с богатой историей, ныне используемого под конюшню для породистых жеребцов и кобыл с красивой сбруей. Именно такое от всего этого ощущение…
Впрочем, о Доме на набережной и о его истории мы еще расскажем, а пока фотоочерк о человеке, который знает здесь если не всё, то почти всё – москвовед и фотограф Артем Задикян.
Дорога на работу у Артема проходит мимо храма Христа Спасителя, через Патриарший мост, далее вниз с моста мимо палат Аверкия Кириллова, и по Берсеневской набережной мимо церкви Николая Чудотворца прямо к Дому на набережной.
Для фотографа ежедневная дорога на работу – это не рутина, а возможность поймать интересный кадр. Тем более, для москвоведа и архивиста. Тем более, в таких исторически интересных местах. Ну, и Москва сейчас стала колоритной. Много всяких чудаков попадается на Патриаршем мосту.
Храм Христа Спасителя воссоздавался по стеклянным фотопластинкам и фотопленкам, которые хранились в частном архиве Артема Задикяна. Это разрушать советское правительство было гораздо, а сохранить хотя бы фото не удосужились. Когда было принято решение восстановить храм Христа Спасителя, обнаружилось, что восстанавливать не по чему – чертежи, эскизы и фото утеряны. А решение принято, деньги выделены, пафоса много, только выполнить это решение невозможно. Можно построить совершенно новый храм, а восстановить прежний без детальных эскизов и фотографий не получается. И вот тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков обратился к Артему за помощью, и Артем, конечно, не отказал. Совершенно бесплатно он предоставил строителям и реставраторам уникальные материалы из своей коллекции – изображения храма Христа Спасителя, элементов конструкций и декора. И началась стройка. Некоторые люди на строительстве храма Христа Спасителя построили дома на Рублевке, купили дорогие машины и сейчас на этих машинах стоят в пробках на той самой Рублевке. А Артем ходит на работу пешком мимо храма, который построен, во многом, благодаря его увлеченности старой Москвой. Кто в жизни счастливее: люди, стоящие в пробках на Рублевке, или Артем, идущий пешком на работу мимо «своего» храма, — вопрос неоднозначный. Нам почему-то кажется, что Артем счастливее и помнить его будут дольше…
Артем ходит быстро, очень быстро, за ним не угнаться. В свои 73 года он активнее и подвижнее многих молодых городских жителей. Привык. Фотографа ноги кормят. А уж фотографа, который учился в свое время у фронтовых фотографов — тем более. Вот и получалось, что очень часто мы успевали сфотографировать только спину бегущего человека на восьмом десятке лет. А мы моложе почти вдвое…
Московские закоулки богаты интересными историями и находками. Вот палаты 17-го века производителя водки Смирнова. Они сейчас расположены прямо под Патриаршим мостом — скромные, не кидающиеся в глаза и похожие на катакомбы.
Любознательность и общительность Артема не раз приводили его к интересным находкам. Удивительно, но для Артема не существует запретных мест в Москве. В многомилионном городе его многие знают. А если не знают, то для Артема это не проблема. Он начинает общаться с людьми о том, что ему самому интересно. И вот уже толстый охранник, вместо того, чтобы гнать людей с охраняемой территории, сам с интересом проводит незнакомым людям экскурсию и увлеченно рассказывает о том, какие древние глиняные черепки он с друзьями находил, выпивая пиво на белокаменных ступенях. Иногда нам казалось, что Артем чародей, умеющий влиять на совершенно посторонних людей. Это магия увлеченности…
Возле палат Аверкия Кириллова продаются вкусные булочки. По пути на работу Артем обязательно берет пару булочек к чаю – это традиция. На самом деле это повод остановиться у очередного интересного места. В палатах Аверкия Кириллова Артем искал (и находил!) внутристенные и подземные ходы. О палатах Аверкия Кириллова можно почитать у нас цикл статей «В гостях у Аверкия. Историческая сказка.» ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7.
Вокруг Дома на набережной много интересных уголков и закоулков. На территории церкви Николая Чудотворца на Берсеневке настоящее буйство природы выглядит совершенно не по-московски. Словно в парк попал. Вокруг клумбы разбросаны могильные плиты – надгробия старинных захоронений при храме. А над всем этим возвышается серая махина Дома на набережной.
Символический вид на Дом на набережной от Церкви Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Учитывая драматическую историю жителей дома, крест выглядит очень эмоционально.
Внутренний двор Дома на набережной похож на каменный лабиринт площадью в три гектара. Ощущение, что попал внутрь тесной средневековой крепости: изрытые дороги, узкие проходы, в тесноте снуют люди и протискиваются автомобили.
Со двора Дома на набережной открывается вид на соседнюю крепость. Эта красивая башенка – ныне «ГЭС-2 Мосэнерго», а ранее Центральная трамвайная электростанция. Как мы уже писали выше, электричество здесь вырабатывалось не только для московских трамваев.
Но, хватит бродить по дворам, пора на работу! Идем к музею Дома на набережной. Немного приятных формальностей с охраной и…
Артем открывает двери на работу. Музей Дома на набережной создавался благодаря энтузиастам и при инициативе одной из старейших жительниц дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян в 1989 году. Она начинала собирать людей с помощью объявлений в подъездах дома. В объявлениях было приглашение приходить в созданный музей, рассказывать о своей жизни, о своих семьях, приносить в музей различные предметы быта, книги, архивные материалы, фотографии, документы, одежду, технику тех лет. В 2005 году в возрасте 97 лет Тамары Андреевны не стало, но музей продолжает жить и работать.
Вот такого уровня люди жили в Доме на набережной.
Артем показывает свое рабочее место. Утро у него начинается с беседы со Сталиным.
Комнаты, сохранившие атмосферу тех лет. Удивительным образом проваливаешься во времени в прошлое. В хорошее и в плохое. Здесь каждая вещица рассказывает о каком-то событии или тайне.
Политические репрессии затронули жильцов этого дома в полной мере. Незабвенный Иосиф Виссарионович и так не был гуманистом, но в первую очередь летели головы людей, которые могли повлиять на ход истории. Среди этих людей было много жильцов правительственного Дома на набережной.
Списки жильцов дома, подвергшихся репрессиям впечатляют. Списки жителей этого дома, погибших на фронтах Великой Отечественной примерно втрое короче.
Сердце музея – архивные материалы. По старинке – в бумагах и в папках. Здесь вся история, вся жизнь знаменитого Дома на набережной. Работа фотографа-архивиста в музее заключается не только в подготовке выставок и презентаций, но и в кропотливом копировании и сохранении редких архивных материалов.
Руки фотографа похожи на руки скрипача. И хотя эти руки, даже на восьмом десятке лет с легкостью управляются с цифровой фото или видеокамерой, сердце Артема Задикяна принадлежит древней магии стеклянных фотопластинок и пленок большого формата.
Источник: http://www.interesmir.ru/
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: