На всех, самых лучших фотографиях, не просто фиксируется объект, а создается определенная атмосфера, устанавливается не только визуальная, но эмоциональная связь со зрителем. А одним из важнейших условий для создание атмосферы, является выбор правильного освещения. Конечно есть много других условий, но если свет будет выбран неверно, то соблюдение всех остальных условий уже не спасет фотографию.
Первый же вопрос который возникает: «А какой свет правильный?». На этот вопрос сложно ответить, так как ответ сильно зависит от того, какие эмоции хочет вызвать фотограф у зрителя. Фотограф, который хочет сфотографировать цветок так, чтобы передать насколько нежные и тонкие лепестки у цветка, выберет одно освещение. А если требуется передать атмосферу поля боя, то «правильным» будет совсем другое освещение.
Большое количество фотографий делается на природе, когда фотограф хочет передать красоту окружающего его мира. В этом случае, самым правильным и лучшим светом часто является мягкий, теплый, направленный свет который дает насыщенные краски, мягкость в тенях и на освещенных участках. Наверное вам захочется знать когда же возникает подобный свет? Чтобы заранее прибыть на место съемки, подготовится и сделать желаемый кадр именно тогда когда будет нужный свет? Тогда вам следует знать о так называемом «режимном времени», так же известном как «волшебные» или «магические» часы. Если погода хорошая, то режимное время наступает дважды в течении дня.
Цель этой статьи — исследовать эти «волшебные часы». Но перед тем как читать далее, я настоятельно рекомендую вам прочитать вначале статью «Природа света«, чтобы лучше понимать, о чем пойдет речь ниже.
Два «волшебных часа»
Фотографы часто говорят про режимное время или про волшебный или магический час. На самом деле таких «волшебных часа» — два. И каждый из них дает свой тип освещения. Далее в этой статье мы подробно познакомимся с каждым из «магических» часов.
Первый «волшебный» час
Первый «волшебный» час на самом деле состоит из двух более коротких, «получасовых» периодов. Первый период, это полчаса после того как солнце встало из за горизонта, ранним утром. Второй период — полчаса до того момента как солнце опуститься за горизонт. Это самое идеальное время для тех кто фотографирует пейзажи и дикую природу. Давайте посмотрим, какой свет бывает в это время и почему он так часто используется фотографами.
Как говорилось в статье «Природа света», с фотографической точки зрения, свет характеризуется цветовой составляющей, типом и направлением. Взглянем на первый волшебный час с этой точки.
Вкратце получим следующую картину:
- Цветовая составляющая: Свет теплый и имеет небольшую составляющую «чистого» белого света. Объекты приобретают теплые, насыщенные цвета.
- Тип: Свет мягкий, дает мягкие глубокие тени и плавные переходы между яркими и темными участками
- Направление: В основном боковое или тыловое, которое подчеркивает текстуру и рельеф.
Таким образом, первый «магический» час дает изображение с сочными, насыщенными красками, плавными переходами между яркими и темными областями, и детализирует текстуру или рельеф объектов. Как раз этого хотят добиться большинство фотографов создающих пейзажи.
Фото 1. Первый магический час |
На фото 1 характерный пример. Как видно, естественный красный цвет скалы усилен теплым освещением. К тому же, мягкий свет создает аккуратные тени и сохраняет детали изображения. Это особенно хорошо на основании скалы, полностью скрытой в тени, но тем не менее в тени хорошо виден скальный рельеф.
Наверное хотелось бы понять, почему первый «волшебный» час дает такой свет. Ответ в том, что солнце стоит очень низко над горизонтом, но все еще видимо.
Прим 2. Положение солнца в полдень |
Для того чтобы понять лучше, что происходит со светом, сравним свет в середине дня со светом в первый «волшебный» час. На примере 2 показано положение солнца и земли в полдень. Атмосфера так же разделена на две составляющие, на высокие и низкие слои. В высоких слоях молекул воздуха намного меньше чем в низких. Кстати, по этой причине, люди живущие в долинах, быстро устают в горах, им просто не хватает привычного количества воздуха.
В низких слоях атмосферы наоборот молекул воздуха предостаточно. Молекулы воздуха в нижних слоях атмосферы и есть ключ к пониманию разницы между полуденным светом и светом в первый волшебный час. Молекулы в нижних слоях больше рассеивают холодные, синие лучи гораздо сильнее чем рассеиваются теплые лучи. Верхний слой так же рассеивает синие лучи, но гораздо меньше чем нижний слой.
Как видно из примера 2, в полдень солнечным лучам надо преодолеть кратчайшее расстояние, перед тем как они достигнут земли в той точке где стоит фотограф.
Прим 3. Положение солнца в первый «волшебный час» |
На примере 3 показано положение земли и солнца в первый «волшебный» час. Легко заметить что солнце стоит очень низко над горизонтом относительно фотографа. Обратите внимание что лучи солнце проделывают гораздо больший путь через нижние слои атмосферы чем в полдень. То есть на пути света гораздо большее количество молекул воздуха и соответственно намного больше синих лучей рассеивается. А раз синие лучи уходят, значит баланс нарушается и процент лучей теплых тонов (оранжевые, красные, желтые) увеличивается. Поэтому свет становиться теплым. Это важно, потому что человеческий мозг более чувствителен к теплым цветам чем к холодным.
Длинный путь солнечных лучей приводит и к тому, что рассеиваясь, свет становится более мягким чем в полдень.
Ну и вполне понятно что такое низкое положение солнца задает направление света. Лучи солнца как бы скользят вдоль поверхности земли и объектов, создавая длинные тени, подчеркивающие рельеф и текстуру.
Второй «волшебный» час
Первый «волшебный» час хорошо известен в фотографии. Обычно, когда говорят о режимном времени, говорят именно о первом магическом часе. Второй «волшебный» час не так популярен. Он так же как и первый состоит из двух получасовых отрезков. Первый период — это полчаса до того, как первые лучи солнца появятся из за горизонта на восходе, и второй период — полчаса после того как солнце скроется за горизонтом на закате. Точнее даже не полчаса, а минут пятнадцать, двадцать, затем интенсивность света начнет сильно снижаться. Из за атмосферного положения, второй «магический» час дает свет с другими характеристиками.
- Цветовая составляющая: Свет очень теплый и дает очень насыщенные цвета.
- Тип: Мягкий свет
- Направление: В основном освещаются только облака, все остальное погружено в тень
Разница между светом в первый и второй «магический» час только в том, что во втором случае прямыми лучами освещаются только облака, так как солнце уже скрылось за горизонтом. Вся остальная сцена находится в тени. Но с другой стороны, цвет неба и облаков в этот момент имеет сверхнасыщенные краски и теплоту. Самые сочные по цветам закаты и восходы получаются именно в это время.
Фото 4. Второй «волшебный час» и облака |
Фотография 4 была сделана спустя несколько мгновений после того как солнце скрылось за горизонтом, то есть в самом начале второго «волшебного» часа. Вы сами видите невероятно насыщенные цвета на небе. А все остальное находится в глубокой тени.
Прим 5. Второй «волшебный час» и облака. Положение солнца |
На примере 5 продемонстрирован свет во второй «магический час». Ключевым фактором опять же являются низкие слои атмосферы. Теперь солнце за горизонтом относительно фотографа. Свет проходит гораздо большее расстояние через атмосферу, чем в первый «магический» час. То есть еще больше синих лучей рассеивается и создавая еще более теплый и насыщенный свет. Лучи подсвечивают облака снизу. Белые облака являются идеальным «экраном» для того чтобы показать насколько насыщенный свет падает на них. Ну а все остальное лишено освещения и лежит в тени.
Конечно для такого эффекта нужны дополнительные условия. Например облака не должны быть слишком тяжелые, то есть это должны быть именно облака а не дождевые тучи, которые не отражают а поглощают и блокируют свет.
Если же облаков нет вообще, или есть легкая дымка, то можно получить немного другой свет.
Эти характеристики будут примерно таковыми:
- Цветовая составляющая: Зависит от условий, свет может быть как холодным так и теплым
- Тип: мягкий свет
- Направление: Свет не отражается от чего либо, поэтому явного направления нет
В этом случае свет раскрашивает небо одновременно и теплыми и холодными тонами.
Фото 6. Второй «волшебный час» (ясное небо)
Фото 6 демонстрирует такую ситуацию. Как видно холодные оттенки сосредоточились внизу, а теплые вверху. На подобной фотографии наибольший интерес представляют сами цвета, их плавные переходы. Все остальное играет лишь второстепенную роль
Прим 7. Положение солнца. Второй «волшебный час» + ясное небо |
На примере 7 показано направление лучей. Лучи просто насквозь проходят через атмосферу. Но здесь есть маленький фокус. Свет проходит большой путь сквозь нижние слои атмосферы, что дает теплый оттенок. С другой стороны само небо как бы аккумулирует все эти рассеянные синие лучи, так как нет прямого света, и это дает холодный оттенок. Таким образом мы имеем одновременно и теплые и холодные тона. Это хорошо видно на фотографии хотя и не так просто объяснить физику процесса. Подобный эффект возникает далеко не всегда.
Вместо заключения
Итого, чтобы создать необходимую атмосферу вам надо выбрать место, а затем:
- Определиться какой магический час вы хотите использовать
- Представить какое освещение будет у сцены
- Мысленно представить будущий кадр, скомпоновав кадр в соответствии с ожидаемым светом. Чтобы передать именно те эмоции которые вам нужны.
И еще одно слово напоследок. «Магический час» — вещь не постоянная. Ведь он сильно зависит от погоды, а погода бывает непредсказуема. Был случай когда выбрал место на берегу океана, в надежде сделать фотографию прекрасного заката. Но мне пришлось целых 5 раз приходить, ждать магического часа и уходить ни с чем, потому что в последний момент появлялись неподходящие облака, или они наоборот исчезали… Только на шестой раз мне удалось поймать именно те условия, которые я хотел получить.
Так что застать чудо просто. Пораньше вставайте, попозже ложитесь и наберитесь терпения. Тогда вы получите снимки, которыми станете гордиться.
Автор совета: Алексей Светлаков
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: