Вы берете свою фотокамеру, выходите на прогулку или отправляетесь в поездку и снимаете репортажную фотографию — каждый фотограф, если не ежедневно, то достаточно часто выполняет эти действия, даже не задумываясь о каких-то правовых последствиях. А вопрос тут существует, и заключается в он том, что практически в каждой фотографии находится изображение людей. Давайте разберемся в этой теме, и дадим квалификацию всех предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей.
Первым мы рассмотрим вопрос, связанный с авторством и плагиатом при обучении. В репортаже главное — умение решать творческие задачи в минимальный промежуток времени. При этом участники событий, как правило, фотографу не позируют. Поэтому мастерство репортажного фотографа — это мастерство оперативно находить композицию и сюжет фотографии. Молодые начинающие фотографы, не владеющие этим мастерством, обычно «пристраиваются в хвост» более опытным мастерам и фактически повторяют их действия. Или же ищут сюжеты, увиденные в чьих то работах. Очень часто в результате такового «сотрудничества» у разных фотографов получаются очень похожие друг на друга фотографии. Являются ли действия менее опытных фотографов присвоением авторства и нарушением прав более опытных авторов? Ответ на этот вопрос очевиден:
1. Оперативное решение о сюжете фотографии и построении ее композиции не является произведением, т.к. произведением признается фотография;
2. Названное решение как таковое трактуется как «идея» или же «концепция», и находится вне сферы распространения авторских прав;
3. Каждая из фотографий, сделанная каждым из фотографов, признается самостоятельным и независимым произведением, а каждый из фотографов — самостоятельным автором (т.е. понятие соавторства здесь неприменимо).
Запоминаем!
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы. Таким образом, ситуация, когда менее опытный фотограф «перенимает» у более опытного сюжет и композицию репортажной фотографии, и при этом сам создает свою фотографию, пускай даже очень похожую, не может быть квалифицирована как нарушение авторских прав наставника.
Сам по себе жанр репортажной фотографии условно делится на два вида — репортаж с места событий, на которые проведена аккредитация фотографов и журналистов (к примеру, спортивные мероприятия, пресс-конференции, театральные представления и др.), и репортаж с места событий, на которые такой аккредитации не существует (типичным примером являются митинг (демонстрация), освещение какой-либо проблемы и др.).
Первый вид отличается от второго тем, что в нем всегда присутствуют участники событий (мероприятий), в частности, ими являются спортсмены, общественные деятели и др. И в том, и в другом виде жанров всегда есть просто присутствующие лица, к примеру, таковыми могут быть болельщики, зрители, публика и другие. Т.е. в любом случае в репортажной фотографии присутствует изображения людей, которых условно возможно поделить на две группы: участники событий и случайно присутствующие лица.
Изображение человека допустимо только с его согласия: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что изображения участников событий в репортажной фотографии может быть квалифицировано как использование в общественных интересах — в противном случае без таковых лиц невозможно полноценное освещение события. Т.е. имеет место исключение, и на использование изображения участников событий в любом случае их согласия не нужно.
Изображение случайно присутствующих лиц, если оно не является основным объектом фотографии, допустимо и без согласия изображаемых граждан. Основным объектом фотографии считается предмет, находящийся в фокусе объектива — тот предмет, по которому настраивалась резкость. И все же, для избежания неприятностей, репортажным фотографам рекомендуется изображать присутствующих лиц не как таковых, а на фоне каких-либо объектов.
Исключительное право на репортажную фотографию
Подробнее остановимся на исключительных правах на репортажную фотографию. Обладателем исключительных прав на репортажную фотографию является ее автор (фотограф), а если фотограф сделал фотографию в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, то работодатель фотографа, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. При этом обязанность получения фотографий должна быть зафиксирована в трудовом договоре и являться частью трудовых обязанностей. Известны случаи, когда репортажная фотография была изготовлена лицом, работающем в СМИ, но в круг обязанностей которого не входила фотосъемка (к примеру, главными редакторами, директорами, администраторами). И в этих случаях исключительные права были признаны за авторами репортажной фотографии.
Законодательство допускает свободное использование репортажной фотографии в учебных целях, а также с целью информирования о происходящих (произошедших) событиях без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: