Второй источник света, обычно называемый заполняющим светом или заполняющей вспышкой, может значительно улучшить освещение портрета. Помимо прочего, он уменьшает глубину теней и сглаживает черты лица. Что прекрасно, заполняющий свет легко создать: зачастую бывает достаточно встроенной вспышки или отражателя. В то же время вторым источником света портрет легко испортить. В этой статье мы рассмотрим, как управлять положением и интенсивностью заполняющего света, чтобы привести портрет к желаемому виду.
→ | ||
Жёсткий солнечный свет | Заполняющая вспышка |
---|
Автором трёхмерной модели является Nikola Dechev.
На примере справа показано действие заполняющей встроенной вспышки мощностью 1:2 (вспышка:солнечный свет).
Общие сведения: два источника света
Когда используется один источник света, наиболее важными его параметрами являются направление и видимый размер. И хотя они имеют значение и для второго источника света, обычно их нельзя варьировать независимо от параметров основного освещения. Напротив,обычно регулируют степень интенсивности дополнительного освещения относительно основного. Тем самым управляется степень «заполнения» теней от основного освещения, и именно поэтому дополнительное освещение обычно называют заполняющим светом или заполняющей вспышкой:
→ | ||
Жёсткий солнечный свет | Заполняющая вспышка |
---|
Примечание: показано действие заполняющего света, но не его идеальное положение (см. ниже)
Пожалуй, наиболее распространённым случаем является использование в качестве заполняющего света встроенной в камеру вспышки. Вспышка может также использоваться в качестве заполняющего света в студии, или даже вспышка может служить основным источником света, в то время как заполнение будет обеспечивать естественный свет. Существует много вариантов. Важно при этом знать, как управлять качеством заполняющего света — вне зависимости от того, какой источник света был для этого использован.
Мощность заполняющего света
Термины «мощность» или «интенсивность» заполняющего света (заполняющей вспышки)* описывают соотношение яркости основного и дополнительного источников света и фактически определяют общий контраст. Например, 1:4 означает, что заполняющий свет вчетверо слабее основного. Чем более сбалансирован свет, тем слабее тени:
Выберите мощность заполняющего света: | ||||
---|---|---|---|---|
0:1 | 1:8 | 1:4 | 1:2 | 1:1 |
Мощность заполняющего света: 0:1 отсутствует |
|
↓ | |
1:8 – 1:2 слабый заполняющий свет |
|
↓ | |
1:2 – 1:1 сильный заполняющий свет |
Портреты обычно лучше всего выглядят при мощности вспышки порядка 1:2. Это достаточно сильный свет, чтобы сгладить тени, но не настолько сильный, чтобы исключить их полностью (и лишить модель объёма).
Однако любые подобные строгие правила в фотографии следует применять с осторожностью. Для тёмных портретов в «низком ключе» с хорошо прорисованными тенями зачастую применяют менее мощный заполняющий свет. Аналогично, для получения ярких портретов в «высоком ключе» или для получения более мягкого вида (как, например, при съёмке детей) может понадобиться более мощный свет. Впрочем, если вас одолевают сомнения, 1:2 является неплохой отправной точкой.
*Примечание: эти термины могут несколько сбить с толку, поскольку «мощностью заполняющего света» называют яркость дополнительного источника света относительно основного, тогда как «мощностью вспышки» называют яркость вспышки относительно естественного света. Чтобы окончательно вас запутать, порой используют соотношение всегосвета (естественный + вспышка) и света от вспышки. Кроме того, цифры порой могут меняться местами, однако меньшая цифра всегда означает заполняющий свет. Мы будем придерживаться одного определения во всей статье, и поскольку мы рассматриваем только случаи, когда вспышка слабее других источников света, оба термина в данном контексте являются синонимами.
Положение заполняющего света
В отличие от основного источника света, заполняющий свет проще всего расположить на оси зрения камеры («соосный» свет) или поблизости от неё, но не так близко, как это выглядит на рисунке. Таким образом любые тени, создаваемые заполняющим светом, не будут заметны с точки зрения камеры, вследствие чего будет неважно, насколько они жёсткие (ввиду малого размера источника света). Пожалуй, наипростейшим способом получить такой тип заполняющего света является использование встроенной в камеру вспышки.
Соосный заполнящий свет (тени за предметом) |
Внеосевой заполняющий свет (предмет отбрасывает тень) |
С другой стороны, соосный заполняющий свет может оказаться чрезмерным ограничением, к тому же он увеличивает риск прямых отражений от предмета. По этой причине часто используют заполняющий свет, который подсвечивает предмет с направления, частично противоположного направлению основного света (т.е. «внеосевой»). Такой свет более эффективно сглаживает тени, отбрасываемые моделью в основном свете — даже при неизменной мощности заполняющего света — и вдобавок, как следствие, меньше вляет на экспозицию в целом.
Выберите свет: |
внеосевой жёсткий |
внеосевой мягкий |
соосный жёсткий |
Прямоугольником изображён основной свет, а восьмиугольник соответствует заполняющему свету.
В данном примере использован заполняющий свет мощностью 1:1,
что позволяет улучшить видимость теней от внеосевого заполняющего света.
Однако у внеосевого заполняющего света есть свои недостатки, и пожалуй, худшим из них является необходимость беспокоиться о появлении теней от заполняющего света. Если не сделать их достаточно мягкими, они могут породить неестественные двойные тени. Чтобы предотвратить этот эффект, следует помнить, что чем дальше заполняющий свет от линии зрения камеры, тем больше должен быть размер источника света. Наведите курсор на варианты, чтобы увидеть этот эффект.
Обратите внимание на вторую тень справа от носа модели при использовании «внеосевого жёсткого» заполняющего света. Обратите также внимание на то, как соосный заполняющий свет не создаёт двойных теней, даже несмотря на то, что источник имеет малый размер (даёт жёсткий свет), но при этом не заполняет тени настолько хорошо, как внеосевой (даже несмотря на то, что используется мощность 1:1).
Имейте также в виду, что внеосевой заполняющий свет требует более комплексной настройки освещения и потому обычно остаётся для студийных портретов. Кроме того, технически внеосевой свет не является истинно заполняющим, поскольку он не может заполнить все тени в поле зрения камеры — только лишь под своим углом. Например, на примере выше внеосевой свет не может заполнить тени от волос справа вверху.
Настройка заполняющей вспышки на камере
Большинство использует вспышку, только когда сцена недостаточно освещена или при съёмке с рук, однако при таком подходе упускается одно из, пожалуй, наиболее полезных применений: заполняющая вспышка. И хотя это может выглядеть контр-интуитивно, портретная вспышка наиболее полезна, когда солнечного света более чем достаточно. К счастью, большинство камер стандартно используют свою вспышку в качестве заполняющей, если предмет съёмки хорошо освещён — при условии что вспышка форсирована.
Обычно камеры рассчитывают мощность вспышки как 1:1, но в действительности соотношение может быть другим, поскольку точность определения зависит от системы экспозамера камеры. Чтобы скорректировать мощность, вы можете применить компенсацию экспозиции вспышки, КЭВ (Flash Exposure Compensation — FEC). При этом изменится только мощность вспышки, прочие параметры экспозиции сохранятся.
*Примечание: камера оценивает хорошую освещённость как отсутствие риска сотрясения при съёмке, что обычно означает длительность выдержки, меньшую чем 1/60 секунды.
Прочие соображения
Есть и другие существенные варианты применения заполняющего света, в том числе:
Естественный заполняющий свет. До сих пор мы рассматривали случаи, когда естественный свет являлся основным, а вспышка использовалась для заполнения теней. Однако роли легко могут поменяться. Источник натуральной подсветки должен быть мягким, как например, рассеянный свет в тени или в пасмурный день. В этом случае для получения оптимального результата обычно требуется внешняя или отражённая вспышка.
Отражатели. С их помощью можно подсветить предмет одним источником света с другого направления. Отражение слабее основного света, так что отражатели обычно используют для заполняющего света. Вдобавок, такой свет может иметь тот же баланс белого, что и основной свет, если нужно. Впрочем, отражатели зачастую не дают достаточно света (даже в качестве заполняющего). Это сильно зависит от отражательной способности материала, а также от расстояния до предмета. Как следствие, чтобы усилить подсветку, отражатели обычно располагают как можно ближе к модели — часто непосредственно за границей кадра.
Разграничение модели и фона. Для портретов в естественном свете заполняющая вспышка может усилить выделение модели относительно фона, поскольку вспышка наверняка значительно сильнее осветит (близкую) модель, чем (далёкий) фон. Вы можете управлять силой этого эффекта, приближаясь к модели (1) или отдаляя модель от фона (2).
слабый рассеянный свет
Рассеянный свет. В любой сцене присутствует некоторое количество заполняющего света — вне зависимости от того, был ли он добавлен намеренно. Свет от основного источника отражается от стен и других объектов, что в сумме даёт заполняющий свет. Как следствие, тени никогда не бывают абсолютно чёрными, а итоговая яркость заполняющего света всегда чуть больше, чем даст ваша вспышка. Впрочем, студийный свет позволяет достичь весьма высокого контраста.
Итоги и дополнительная информация
В целом, наиболее важными параметрами заполняющего света являются:
- Положение: на линии зрения камеры (соосное) или в стороне (внеосевое). Соосный заполняющий свет проще, поскольку нет нужды беспокоиться о том, какие тени он создаст, однако внеосевой свет допускает значительную гибкость в размещении и управлении отражениями.
- Мощность: относительная яркость заполняющего света по сравнению с основным. Хорошей отправной точкой обычно является заполняющий свет, вполовину менее яркий, чем основной (что записывается как 1:2), но это также зависит от положения источника.
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Добавить в просмотрщик функционал типа файлового проводника, который умеет ходить по альбомам пользователя. ( отображать превью альбомов, заходить в альбомы и отображать превью фоточек, отображать фоточки )
Альбом:
Ключевые слова: :
Цвета:
Имеется модельный релиз
Только для редакционного использования
Дата создания:
Количество:
фото
Тип альбома:
Описание:
Все альбомы пользователя: